Кафедра клинической психологии является базовой выпускающей кафедрой по специальности клиническая психология, стоящей у истоков развития клинической психологии в Дальневосточном регионе.
Предыстория: 02.07.1997 приказом ректора № 179 была организована кафедра Медицинской психологии, педагогики и психодиагностики, в 1998 г. реорганизованная в курс медицинской психологии в структуре кафедры психиатрии.
04.01.2000 года приказом № 23 о/д на основе реорганизации кафедры психиатрии с курсом медицинской психологии была организованна кафедра клинической психологии и открыт факультет клинической психологии. Первым деканом факультета клинической психологии работала Кравцова Наталья Александровна с 04.01.2000 по 23.11.2011 г.
01.09.2006 — кафедра клинической психологии с курсом общепсихологических дисциплин, а 26.10.07 приказом ректора № 969 проведена реорганизация с выделением кафедры клинической психологии и кафедры общепсихологических дисциплин.
С момента основания до сентября 2011 года заведовал кафедрой д.м.н. профессор Николай Дмитриевич Белокобыльский.
С сентября 2011 г. по настоящее время заведует кафедрой доктор психологических наук (19.00.04 – медицинская психология) Наталья Александровна Кравцова.
Все сотрудники кафедры имеют высшее психологическое образование по клинической психологии либо в качестве базового, либо в качестве второго высшего образования или профессиональной переподготовки.
На кафедре работают 2 доктора наук и 6 кандидатов наук. Все преподаватели помимо преподавательской деятельности имеют частную практику по специальности.
В процессе обучения дисциплинам профессионального цикла студенты имеют возможность знакомиться с клинической практикой на базах различных учреждений здравоохранения.
Все традиции специальности «клиническая психология» в ТГМУ закладывались на кафедре: проведение адаптационных тренингов для первокурсников, работа студенческого психологического клуба, в котором студенты практиковались в проведении психодиагностики, психологических тренингов.
На кафедре традиционно работает Студенческое научное общество (СНО) по клинической психологии. Популярностью пользуется студенческий фильмоклуб.
Хорошей традицией кафедры являются организуемые встречи обучающихся студентов с выпускниками прежних лет, работающими в профессии.
Сотрудники кафедры клинической психологии активно занимаются научно-исследовательской практикой. С2007 г. кафедра проводит ежегодные Всероссийские и Международные конференции: «Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии», «Детство и семья в современном мире».
Адрес кафедры: 690002 г. Владивосток, пр. Океанский. дом. 165, корпус 2
- Кравцова Наталья Александровна
Заведующая кафедрой, доктор психологических наук (19.00.04 – медицинская психология), доцент
Образование: 1978 — высшее медицинское, лечебное дело (ВГМИ), 1995 — высшее психологическое, практический психолог (ХГПУ), клиническая психология (ТГМУ).
Профессиональная переподготовка: менеджмент в образовании (ХГПУ), преподаватель высшей школы (ВГМУ).
Ученые степени: кандидат медицинских наук, доктор психологических наук (19.00.04 – медицинская психология). Диссертация доктора психологических наук: «Психологическое содержание организационных форм и методов оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами», 2010 г.
Ученое звание: доцент по кафедре клинической психологии
Дипломы и сертификаты специалиста по психиатрии, психотерапии, сексологии. Сертификат аккредитованного консультанта Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, член РПО (Российское психологическое общество), член ПАПП (Приморская ассоциация профессиональной психологии)..
Общественные должности: внештатный медицинский психолог департамента здравоохранения администрации Приморского края.
Профессиональная деятельность по специальности: 1994-1999 г.г.- директор Краевого центра охраны психосоматического здоровья, г. Хабаровск.
04.01.2000-27.11.2011 – декан факультета клинической психологии ВГМУ ныне ТГМУ, доцент кафедры клинической психологии.
1.09.2011 – по настоящее время зав. кафедрой клинической психологии ТГМУ.
Преподаваемые дисциплины: психосоматика, методология исследований в клинической психологии, гендерная психология и психология сексуальности, клиническая психология сексуальных дисфункций, семейная системная психотерапия, супервизия.
Область научных интересов: психологические факторы и механизмы психосоматических взаимосвязей в норме и патологии, психология Я и расстройства личности, интеграция психотерапии на основе психодинамического подхода.
Направления психотерапевтической работы: индивидуальная психотерапия и консультирование пациентов с психосоматическими заболеваниями, с пограничными и невротическими расстройствами, с расстройствами сексуального здоровья, людей переживающих экзистенциальный, возрастной, профессиональный кризис.
- Белокобыльский Николай Дмитриевич
Профессор кафедры клинической психологии, доктор медицинских наук (психиатрия), доцент
Образование: 1983 высшее медицинское по специальности лечебное дело (ВГМИ), 2001 г. высшее психологическое (ДВГУ); клиническая психология (ТГМУ).
Профессиональная переподготовка: преподаватель высшей школы (ВГМУ)
Ученые степени: кандидат медицинских наук, доктор медицинских наук (психиатрия — 14.00.18). Диссертация доктора медицинских наук: «Психические нарушения у работников морских профессий (клинико-эпидемиологический исследование)»
Ученое звание: доцент по кафедре клинической психологи
Дипломы и сертификаты специалиста по психиатрии, психотерапии, сексологии.
Профессиональная деятельность: 10.08.87-17.01.94 главный врач профилактория РК «Новый мир»
01.02.94-22.04.94 — зав.поликлиническим диспансерным психотерапевтическим отделением Детской психоневрологической больницы г. Владивостока
23.04.94-01.09.95 — зам.директора по организационной и методической работе ДВ филиала ГУ НИИ Психического здоровья Томского научного центра СО РАМН
01.09.95-01.09.96 — ассистент кафедры психиатрии ВГМУ
01.12.96-01.09.97 и.о. профессора кафедры психиатрии ВГМУ
01.12.97-01.09.98 переведен на кафедру мед.психологии, педагогики и психодиагностики и.о. зав. этой же кафедры.
Возглавлял кафедру клинической психологии с 2000 по 2011 г.
С 2011 профессор кафедры клинической психологии.
Преподаваемые дисциплины: патопсихология, детская патопсихология, практикум по детской патопсихологии, методы патопсихологической диагностики и экспертизы, психофармакология.
Область научных интересов: патопсихология, психическое здоровье профессионалов экстремальных видов деятельности (моряков, рубаков).
Направления психотерапевтической работы: индивидуальная психотерапия и консультирование пациентов с психосоматическими заболеваниями, с психотическими, пограничными и невротическими расстройствами, с расстройствами сексуального здоровья.
- Катасонова Анна Васильевна
Доцент кафедры клинической психологии, кандидат психологических наук (19.00.04- медицинская психология).
Образование: 1997 высшее медицинское по специальности «Врач-педиатр» (ВГМУ); 2001 год, психолог, преподаватель психологии (ДВГУ); 2005 год, психолог, клинический психолог, преподаватель психологии ВГМУ).
Профессиональная деятельность: С 2002 года работает на кафедре клинической психологии в должности ассистента, с 2009 в должности доцента.
В 2009 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Особенности высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста». Преподаваемые дисциплины: «Нейропсихологическая диагностика в системе ВТЭ», «Практикум по нейропсихологической диагностике», «Клиническая психофизиология», «Основы психонейроиммунологии», «Нейропсихология».
А.В. Катасонова является действующим членом Всероссийской общественной организации «Национальная ассоциация нейропсихологов», а также членом «Российского психологического общества».
Постоянно повышает профессиональную и педагогическую квалификацию.
Область научных интересов: нейропсихология, нейрореабилитация, психосоматика
Направления практической психологической работы: нейропсихологическая диагностика и коррекция детей, индивидуальная психотерапия взрослых с психосоматическими и личностными расстройствами, консультации родителей по вопросам детско-родительских отношений.
- Довгая Наталья Александровна
Доцент кафедры клинической психологии, кандидат психологических наук (19.00.13- акмеология, психология развития).
Образование: 2003 году закончила с отличием Санкт-Петербургский Государственный Университет, факультет психологии. Специализация «Психология развития и дифференциальная психология». В период 2007-2012 г. обучалась на соискательстве на кафедре психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ.
Профессиональная переподготовка по клинической психологии (ТГМУ), юнгианская песочная терапия, детская игровая недирективная терапия.
Научная степень. В 2012 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации» под руководством профессора Л.А. Головей.
Профессиональная деятельность. В период 2003 — 2016 гг. работала в ДВФУ (ДВГУ), вела дисциплины «Детская практическая психология», «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста», «Психология управления», «Педагогика и психология игры» и др.
С 2012 по 2019 сочетала преподавательскую деятельность с работой практического психолога в Институте клинической психиатрии и психологии, где ведет прием детей.
С 2016 г. – доцент кафедры клинической психологии ТГМУ.
Преподаваемые дисциплины: «Клиническая психология в геронтологии и гериатрии», «Нарушение психического развития детей и подростков», «Культурно-историческая теория Л.С. Выготского».
В 2015 году участвовала во Всероссийском конкурсе «Лучший молодой преподаватель — 2016» в г. Москва. Стала победителем в номинации «Психолого-педагогическая импровизация».
Сфера профессиональных научных интересов: психотерапия детей и подростков
- Хмелевская Ольга Евгеньевна
Доцент кафедры клинической психологии, кандидат психологических наук (19.00.01 – психология личности).
Образование-
Профессиональная переподготовка 1999 год – повышение квалификации в Российском государственном медицинском университете по медицинской психологии (первичная специализация) в объеме 512 часов и стажировка на кафедре наркомании и токсикомании с курсом психотерапии и медицинской психологии ФУВ РГМУ; по клинической психологии (ТГМУ).
Повышение квалификации — С 1994 по 2017 годы — семейная психотерапия, телесная психотерапия, трансперсональная психотерапия, арттерапия, символдрама, психотерапия А. Адлера (Дрейкурс), процессуальная терапия, бодинамика, системно-феноменологический подход в психотерапии Б.Хеллингера, РЭТ Эллиса, терапия шоковой травмы и ПТСР и т.д.)
Научная степень: 2005 год – защита диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему:«Психологические предикторы и детерминанты формирования наркотической аддикции личности с нарушением адаптации»
Профессиональная деятельность: с 1993 г.-1980 г. Дальневосточный государственный университет, филолог
1993 г. –Дальневосточное высшее морское училище, практический психолог
1994 г. — санаторий «Тихоокеанский», «Медицинский центр Шорина», психолог
С 1997 года по настоящее время одновременно с практической работой ведение научно-исследовательской работы по изучению особенностей формирования аддикций.
1998 год — участие в исследовательском проекте «Алкоголизм с коморбидной соматической патологией».
С 2001 года по 2007 год — куратор и разработчик программ психологической помощи безработным жителям города Владивостока и Приморского края (программа Федеральной государственной службы занятости населения по Приморскому краю) и реабилитации безработных наркозависимых мужчин (Благодарственное письмо Департамента ФГСЗН по Приморскому краю).
2006 – 2016 годы – доцент кафедры психологии ДВФУ
2009 год — Благодарность от руководства Управления внутренних дел по городу Владивостоку за взаимодействие с органами внутренних дел г. Владивостока
С 2016 года доцент кафедры клинической психологии ТГМУ. Преподаваемые дисциплины: «Диагностика и экспертиза аффективных расстройств», «Проективные методы в клинической психологии», «Психологическое консультирование».
Направления психотерапевтической работы: сертифицированный арттерапевт, телесный психотерапевт, терапевт по методу символдрамы, семейным расстановкам и системно-феноменологическому подходу в психотерапии Б.Хеллингера.
Автор программ по арттерапии, телесной терапии, трансперсональной психотерапии.
Проводит индивидуальное консультирование и психокоррекцию, а также групповую психотерапию в рамках эмоционально-стрессовой и трансперсональной психотерапии.
Научный и практический интерес — восстановление психического здоровья личности методами экзистенциальной психотерапии
- Осинская Светлана Александровна
Доцент кафедры клинической психологии, кандидат психологических наук (19.00.04 – медицинская психология).
Образование: высшее психологическое по специальности «Психолог» — 1998 г. Дальневосточная государственная морская академия имени адмирала Г.И. Невельского; клиническая психология в 2002 (Владивостокский государственный медицинский университет).
Научная степень: В 2015 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему: «Структурно-содержательные особенности образа отца у созависимой личности».
Профессиональная деятельность: С 2005 года ведет преподавательскую деятельность в разных ВУЗах Владивостока, с 2017 года работает на кафедре клинической психологии в должности доцента.
Преподаваемые дисциплины: «Теории личности в клинической психологии», «Самосознание при пограничном личностном расстройстве», «Гендерная психология и психология сексуальности», «Психодиагностика и психокоррекция аномалий развития и поведения в подростковом возрасте».
Направления психотерапевтической работы: индивидуальная психотерапия людей, переживающих личностный, возрастной кризис.
- Хайманова Наталья Валерьевна
Доцент кафедры клинической психологии, кандидат медицинских наук.
Образование: высшее медицинское по специальности «Врач-педиатр» Владивостокский государственный медицинский университет в 1994 году.
В 1996 году окончила ординатуру по специальности психотерапия, сертифицированный психотерапевт.
Профессиональная переподготовка: преподаватель высшей школы (ВГМУ), клиническая психология (ТГМУ).
Дипломы и сертификаты специалиста по психиатрии, психотерапии, сексологии.
Профессиональная деятельность: с 2009 года работает на кафедре клинической психологии в должности ассистента, с 2017 в должности старшего преподавателя, с 2019 в должности доцента.
Научная степень: в 1997 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук(14.00.18 — психиатрия): на тему «Феноменология, диагностика, терапия нарушений сна у детей».
Преподаваемые дисциплины: психологическая профилактика зависимого поведения, психосоматика, практикум по психосоматике, профессиональная этика, введение в клиническую психологию.
Направления психотерапевтической работы: индивидуальная психотерапия пациентов с психотическими, психосоматическими заболеваниями, с пограничными и невротическими расстройствами успешную практическую деятельность в качестве врача психотерапевта.
Сфера научных интересов: пограничная личностная патология, психосоматические расстройства.
- Болотина Наталья Владимировна
Старший преподаватель кафедры клинической психологии Тихоокеанского государственного медицинского университета с 2010 г..
Образование: высшее медицинское по специальности «Лечебное дело» — 1991 г. Владивостокский государственный медицинский университет.
Профессиональная переподготовка: преподаватель высшей школы (ВГМУ), клиническая психология (ТГМУ)..
Дипломы и сертификаты специалиста по психиатрии, психотерапии.
Дополнительное профессиональное образование:
1992, 1993 1998, 2000, 2006, 2011 специализация «Психотерапия и медицинская психология»
1997 г. профессиональная переподготовка по специальности – «Психиатрия».
2013-2014 специализация по Программе «Аналитическая психология К.Г. Юнга», г. Москва
2015-2016 Тавистокская программа «Психоанализ детей и подростков. Супервизорский курс» Лондон, Великобритания .
Июнь 2016 – сертификат специалиста «Психотерапия».
Октябрь 2016 – обучение по «Когнитивно-бихевиоральной терапии посттравматического стрессового расстройства»
Опыт профессиональной деятельности:
С 2000 по 2009 — врач психотерапев, онкопсихолог в Краевом детском онко-гематологическом центре.
С 2009 по 2020 — врач-психотерапевт, аналитический психолог в Институте клинической психиатрии и психологии, г. Владивосток
Преподаваемые дисциплины: «Психотерапия теория и практика», «Практикум психотерапия и психологическое консультирование», «Супервизия», «Психологическая супервизия», «Клинические аспекты диабетологии», «Философские аспекты психоанализа».
Сфера научных интересов — психодинамическая психотерапия, аналитическая психотерапия К.Г. Юнга, системная семейная терапия, трансгенерационная коллективная травма.
Направления психотерапевтической работы: индивидуальная психотерапия пациентов с психотическими, психосоматическими заболеваниями, с пограничными и невротическими расстройствами, людей переживающих экзистенциальный, возрастной, профессиональный кризис.
- Яворская Марина Владимировна
Старший преподаватель кафедры клинической психологии
Яворская Марина Владимировна, работает на кафедре клинической психологии с 2003 г.
Закончила Владивостокский государственный медицинский институт в 1987 году. Имеет диплом врача-педиатра высшей квалификационной категории, Сертификат подтверждён 22.02.2014г. № 9125240078585. Работает по данной специальности в ГАУЗ «ККЦ СВМП» г. Владивостока.
27.09.1999 г защитила диплом ДВГУ по специальности Психология».
Дипломы и сертификаты специалиста по психиатрии, психотерапии, сексологии.
Повышение квалификации и стажировка в ФГУ «ГНЦССП им. В. П. Сербского Росздрава» Москва, лаборатория по медицинской и судебной психологии детского и подросткового возраста, повышение квалификации ФГБУ «ГНЦССП им. В. П. Сербского Минздрава России «Медицинская и судебная психология» № 16/13-3903. повышение квалификации ГБОУ ВПО ТГМУ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Основы нейропсихологии» № 5604 от 16.04.2016г. Имеет диплом о дополнительном образовании преподаватель высшей школы ГОУ ВПО ВГМУ ФА по здравоохранению и социальному развитию ППК от 25.01.2010г. Получила повышение квалификации ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России № 145 от 02.09-12.10.2013г. по программе ОУ «Актуальные вопросы сексологии».
С 2004 года является секретарём ГАК специальности «Клиническая психология».
За время работы проявляет себя как активный, инициативный, ответственный и добросовестный работник, зарекомендовала себя как квалифицированный преподаватель. Принимает активное участие в общественной и культурной жизни кафедры и всего университета. Постоянно совершенствует учебно-воспитательный процесс. Читает курсы лекций, проводит семинарские занятия по дисциплинам: «Нарушение психического развития в детском возрасте», «Практикум по патопсихологии и экспертизе», «Судебно-психологическая экспертиза», «Спецпрактикум по методам экспертной оценки в клинической психологии».
Практические занятия по данным дисциплинам организует и проводит в городских и краевых стационарах, домах ребёнка, центре временного содержания несовершеннолетних, совершивших правонарушения.
Готовит студентов для участия и сама участвует в научно-практических конференциях с международным участием.
За время преподавательской деятельности разработала учебно-методические программы по следующим дисциплинам: «Нарушение психического развития в детском возрасте», «Практикум по патопсихологии и экспертизе», «Судебно-психологическая экспертиза», «Спецпрактикум по методам экспертной оценки в клинической психологии».
- Довженко Анастасия Юрьевна
Старший преподаватель кафедры клинической психологии
Образование: высшее психологическое (клинический психолог), переводчик в сфере профессиональных коммуникаций, аспирантура по психологии личности.
Повышение квалификации по телесноориентированной терапии, сказкотерапии, бодинамике, когнитивно-бихевиоральной терапии, работе с метафорическими картами в парадигме юнгианской психологии.
Преподаваемые дисциплины: психология отклоняющегося поведения, расстройства личности.
Область научных интересов: психология Я и расстройства личности, психология телесности.
Направления психологической консультирования и психокоррекции: индивидуальное консультирование пациентов с невротическими расстройствами, расстройствами личности, людей переживающих экзистенциальный, возрастной, профессиональный кризис.
- Трифонов Даниил Александрович
Ассистент кафедры клинической психологии
Образование: высшее психологическое (клинический психолог)
Преподаваемые дисциплины: нейропсихология, клиническая психофизиология, практикум по нейропсихологической дисциплине, методология исследования в клинической психологии, нарушение психического развития в детском возрасте
Область научных интересов: нарушения ВПФ, совладающее поведение
- Зорина Любовь Сергеевна
Ассистент.
Окончила Владивостокский Государственный медицинский университет в 2013 году по специальности «Клиническая психология». С 2014 года работает на кафедре клинической психологии в должности ассистента.
В 2015 г. поступила в аспирантуру, работает над диссертацией на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Дисморфофобические реакции у подростков и их коррекция». Преподает такие дисциплины, как диагностика и коррекция аномалий поведения в период подросткового кризиса, теории личности в клинической психологии, гендерная психология и психология сексуальности.
Постоянно повышает профессиональную и педагогическую квалификацию.
- Программы дополнительного профессионального образования, по которым ведется подготовка обучающихся:
Профессиональная переподготовка:
- Клиническая психология (1200 часов)
Повышения квалификации:
- Нейропсихологическая диагностика и коррекция
- Детская клиническая психология
- Избранные вопросы клинической психологии
- Избранные вопросы современной психосоматики
- Введение в нейропсихологию
- Детская нейропсихология и нейропсихология развития
- Избранные вопросы нейропсихологии
- Нейропсихологическая диагностика
- Основы нейропсихологии
- Профилактика аддиктивного поведения у несовершеннолетних
- Психологическое сопровождение детей и подростков
Дисциплины специальности 37.05.01 «Клиническая психология»:
- профессиональная этика
- введение в клиническую психологию
- теория личности в клинической психологии
- психология здоровья
- патопсихология
- нарушения психического развития в детском возрасте
- психология отклоняющегося поведения
- культурно-историческая теория развития высших психических функций
- расстройства личности
- нейропсихология
- клиническая психофизиология
- психологическое консультирование
- клиническая психология в геронтологии и гериатрии
- психологическая профилактика зависимого поведения
- психосоматика
- психофармакология
- методология исследований в клинической психологии
- психотерапия: теория и практика
- судебно-психологическая экспертиза
- гендерная психология и психология сексуальности
- патопсихологическая диагностика и экспертиза
- проективные методы в клинической психологии
- психологическая супервизия
Обязательные практикумы:
- практикум по нейропсихологической диагностике
- практикум по детской патопсихологии
- практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе
- практикум по психотерапии и консультированию
- практикум по психосоматике
- практикум по психокоррекции и психотерапии
Дисциплины специализации:
- методы патопсихологической диагностики
- особенности самосознания при пограничных личностных расстройствах
- введение в клинический психоанализ
- системная семейная психотерапия
- диагностика и коррекция аномалий поведения в период подросткового кризиса
- когнитивно-бихевиоральная психотерапия
- нейропсихологическая диагностика в системе врачебно-трудовой экспертизы
- спецпрактикум по методам экспертной оценки в клинической психологии
- диагностика и экспертиза аффективных расстройств
- супервизия
Дисциплины по выбору студентов:
- философские проблемы психоанализа
- психологические расстройства моряков
- основы психонейроиммунологии
- клинико-психологические аспекты диабетологии
- клиническая психология сексуальных расстройств
Практики:
- производственная практика: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
- научно-исследовательская работа
- производственная практика: преддипломная практика
Ответственный за учебную работу на кафедре: к.псх. н., доцент Катасонова Анна Васильевна
Основные направления научных исследований кафедры: «Патопсихологические и социально-психологические механизмы социально-значимых болезней XXI века» и Психологические и нейропсихологические показатели психосоматического развития и здоровья населения
В рамках этих направлений проводятся исследования по следующим темам:
Психология созависимого поведения: исследование факторов и механизмов развития зависимого поведение и созависимой личности.
Особенности развития высших психических функций (когнитивных процессов) в условиях хронических соматических заболеваний.
Факторы и механизмы развития дисморфофобических расстройств;
Закономерности развития феноменов маскулинности и феминности у детей и подростков в современном обществе.
Разработка научно-теоретических основ психологической помощи, страдающим психосоматическими расстройствами; психотехнологий психологической помощи.
Разработка модели оказания психологической помощи; выявление факторов эффективности психологической помощи и оценка эффективности психологической помощи.
С целью, реализации научного направления кафедры, с 2007 г. проводятся Международные научно практические конференции:
2007, 2008, 2009 «Актуальные проблемы клинической психологии»:
2011 г. «Проблемы здоровья личности в теоретической и прикладной психологии»;
2015 г. – междисциплинарная конференция «Психология в медицине».
2017 г. – международный конгресс «Психосоматика в психологии и медицине»
2018 г. – всероссийский симпозиум «Актуальные проблемы современной психосоматики»
2018 г. – региональный Круглый стол «Обсуждение практик реализации инклюзивного обучения в дошкольных общеобразовательных учебных заведениях Приморского края» и региональная научно-практической конференция «Инклюзивное обучение в дошкольных общеобразовательных учебных заведениях Приморского края. Теория и практика»
2019 г. – межрегиональная научно-практическая конференция Афазия (научные основы, диагностика, клиника, восстановление)
2021 – Круглый стол «Личность в пространстве неопределенности» совместно с Оренбургским государственным университетом, 20 апреля 2021
2021 – Круглый стол «Культурно-историческая психология: вчера, сегодня, завтра (к 125-летию Л.С. Выгосткого)», 19 ноября 2021
2022 (а также 2012, 2013, 2014, 2016, 2017, 2018, 2019) «Детство и семья в современном мире» (см. материалы конференций и фотоальбомы)
С 2012 г. На кафедре открыта, лицензирована и аккредитована в 2015 г. Аспирантура по трем направлениям: психологические науки, профилактическая медицина и клиническая медицина по научной специальности медицинская психология шифр 19.00.04. На кафедре прошли обучение в аспирантуре 4 аспиранта и 1 соискатель, 2 аспиранта защитили кандидатскую диссертацию по медицинской психологии (19.00.04), Любовь Николаевна Рабовалюк и Светлана Александровна Осинская (работает на кафедре).
Ответственный за организацию научных исследований на кафедре – доктор психологических наук (19.00.04) профессор Кравцова Наталья Александровна.
На кафедре активно организуется и проводится работа студенческого научного общества (СНО).
Ответственный за организацию работы СНО – Довгая Наталья Александровна, к.псх.н. (19.00.04) психолог, специалист по детской и возрастной психологии.
Научно-практическое сотрудничество кафедры:
МГУ им. М.И. Ломоносова, факультет психологии.
ТГУ, кафедра клинической и генетической психологии (г. Томск),
Ярославский государственный медицинский университет, кафедра клинической психологии (г. Ярославль),
КГБУЗ «Владивостокский клинико-диагностический центр», отделение психопрофилактики, психотерапии и медико-социальной помощи (г. Владивосток),
ГБУЗ «Приморская краевая клиническая больница № 1».
Подраздел (в виде раскрываемого спойлера – прим.): Публикационная активность кафедры:
Автор(ы) |
Ссылка на статью |
Год |
Кравцова Н.А., Киняйкина Е.В., Трухан В.А. |
Идентичность у пациентов с рефлюксной болезнью в связи с агрессией. // Клиническая и специальная психология. 2022. Т.11.№1 |
2022 |
Кравцова Н.А., Катасонова А.В. |
Психодиагностика в системе оказания психологической помощи детям с психосоматическими расстройствами. / Современные направления диагностики в клинической (медицинской) психологии. Коллективная монография. К 110-летию С.Я. Рубинштейн. Москва: изд-во ЮРАЙТ, 2021-с. 163-182 |
2021 |
Кравцова Н.А., Хмелевская О.В., Довгая Н.А. |
Студент вуза на рубеже 20-х: перспективы развития личности и здоровья. / Под ред. Е.Л. Николаева — Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2021. – С.53-72 |
2021 |
Яворская М.В., Кравцова Н.А. |
Показатели психологической адаптации у пациенток с сердечно-сосудистой патологией на фоне синдрома дисплазии соединительной ткани. // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 206–223. doi:10.17759/cpse.2021100110 |
2021 |
Белокобыльский Н.Д. Трифонов Д.А. |
Белокобыльский Н.Д., Трифонов Д.А. Методы социально-психологической адаптации рыбаков//Инновационное развитие рыбной отрасли в контексте обеспечения продовольственной безопасности российской федерации. Материалы IV Национальной научно-технической конференции. 2021. С.372-378 |
2021 |
Белокобыльский Н.Д. Трифонов Д.А. |
Белокобыльский Н.Д., Трифонов Д.А.Невротические нарушения у рыбаков в период рейса//Инновационное развитие рыбной отрасли в контексте обеспечения продовольственной безопасности российской федерации. Материалы IV Национальной научно-технической конференции. 2021. С.367-371 |
2021 |
Белокобыльский Н.Д. Трифонов Д.А. |
Белокобыльский Н.Д., Трифонов Д.А.Факторы адаптационных возможностей рыбаков//Инновационное развитие рыбной отрасли в контексте обеспечения продовольственной безопасности российской федерации. Материалы IV Национальной научно-технической конференции. 2021. С.362-366 |
2021 |
Кравцова Н.А. |
Гавричкова А. Л., Кравцова Н. А., Герец А. Г., Терехова Г. В., Михайлова Ю. А., Миловидова Е. В. Стиль психосоматического поведения у больных сифилисом в связи с психологическими защитами // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №1. С. 188 199. https://doi.org/10.33619/2414 2948/62/19 |
2021 |
Кравцова Н.А. Катасонова А.В. Трифонов Д.А. |
Трифонов Д.А., Кравцова Н.А., Катасонова А.В. — Стратегии совладающего поведения в структуре оптико-пространственной деятельности у пациентов с хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Психология и Психотехника. – 2020. – № 2. – С. 53 — 69. DOI: 10.7256/2454-0722.2020.2.29358 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29358 |
2020 |
Хмелевская О.Е. Яворская М.В. |
Хмелевская О.Е., Яворская М.В. Некоторые аспекты самосознания подростков с делинквентным поведением//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта 2020. №6. С.476-482. |
2020 |
Довгая Н.А. |
Жарикова Э.А., Довгая Н.А., Довгий В.С. Проблема профессиональной идентичности и образа профессионального будущего у современных студентов (на примере УВЦ ДВФУ) // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. г. Омск, 2019. С. 26-29. |
2019 |
Кравцова Н.А. |
Земскова А.А., Кравцова Н.А. Жизнестойкость, как интегральная характеристика личности, у курсантов МЧС России// Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2019. № 3. С.94-105. |
2019 |
Катасонова А.В. |
Катасонова А.В., Бурдин А.В. Стратегии совладающего поведения у пациентов травматологического отделения// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта 2019. №12. С. 384-389 |
2019 |
Катасонова А.В. Яворская М.В. |
Катасонова А.В., Яворская М.В. Восприятие и пространственно-временные представления у детей с расстройством аутистического спектра//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта 2019. №7. С. 236-241 |
2019 |
Яворская М.В. |
Кучеров В.А., Кравцов Ю.А., Яворская М.В., Матвеев С.В. Возможности лечения дисплазии соединительной ткани у детей и подростков (литературный обзор)// Уральский медицинский журнал. 2019. № 2 (170). С.20-25 |
2019 |
Трифонов Д.А. |
Трифонов Д.А.Стратегии совладающего поведения в ситуации соматической болезни //Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 2. С. 82–92 |
2019 |
Хайманова Н.В. |
Хайманова Н.В. Кудрякова Е.В. Образ матери у подростков, оставшихся без попечения родителей//Мир педагогики и психологии. 2019. № 7(36) С. 159-166 |
2019 |
Хайманова Н.В. |
Хайманова Н.В. Уманец И.А. Психологическая характеристика мужчин и женщин, страдающих нейродермитом//Мир педагогики и психологии. 2019. № 7(36) С. 120-131 |
2019 |
Яворская М.В. |
Яворская М.В., Коренчук В.В.Структура агрессии у студентов тгму с открытым агрессивным поведением//Тенденции развития науки и образования. 2019. №51-2. С.19-22. |
2019 |
Хмелевская О.Е. Яворская М.В. |
Яворская М.В., Хмелевская О.Е. Краткий обзор психологических исследований детей и подростков с синдромом дисплазии соединительной ткани//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта 2019. №9. С.406-412. |
2019 |
Кравцова Н.А. Катасонова А.В. Болотина Н.В. |
Kravtsova, N. A., Bolotina N. V., Katasonova A.V. Psychosocial rehabilitation of families of children with hematologic malignancies // Libro de Actas del XI CongresoInternacional y XVI Nacional de PsicologíaClínica 25-28 de octubre de 2018. Granada: Universidad de Granada, 2018. P.504 |
2018 |
Довгая Н.А. |
Довгая Н.А. Верещагина А.М., Немченко А.А., Мартынов А.С., Сабодах М.О. Особенности взаимосвязи самораскрытия и профессиональной реализации от эмоционального интеллекта // Психология способностей: от самораскрытия к профессиональной реализации: материалы Всероссийской научной конференции, 11–12 апреля 2018 г. / отв. ред.: В.С. Чернявская, И.И. Черемискина. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2018. с.84-88 |
2018 |
Довгая Н.А. |
Довгая Н.А. Тамбулева Д.Е., Особенности социального интеллекта у подростков из неблагополучных и благополучных семей// Психология способностей: от самораскрытия к профессиональной реализации: материалы Всероссийской научной конференции, 11–12 апреля 2018 г. / отв. ред.: В.С. Чернявская, И.И. Черемискина. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2018. С.84-88 |
2018 |
Довгая Н.А. |
Довгая Н.А., Рыбак А.В. Взаимодействие субъектов образования в ракурсе проблемы дезадаптации студентов // В сборнике: Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и АТР Материалы международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы М.Н. Туктагулова, М.В. Паршина. 2018. С. 92-94 |
2018 |
Кравцова Н.А. |
Земскова А.А., Кравцова Н.А. Программа повышения жизнестойкости и психологической устойчивости курсантов МЧС России к экстремальным факторам в условиях имитации профессиональной деятельности // Сибирский психологический журнал.. 2018. —№70 (12). |
2018 |
Хайманова Н.В. |
Корнейчук П.А., Хайманова Н.В. Исследование установок к сексу в контексте изучения образа семьи у современных молодых мужчин и женщин. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2018. № 3 (34). С.71-77 |
2018 |
Кравцова Н.А. |
Кравцова Н.А. Система комплесной реабилитации/абилитации и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт межведомственного взаимодействия/ Материалы II-й научно-практической конференции с международным участием «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии», г. Екатеринбург, 4-5 октября 2018. С.178-185 |
2018 |
Яворская М.В. |
Кучеров В.А., Матвеев С.В., Яворская М.В., Кравцов Ю.А. Дифференциальная диагностика синдромной и несиндромной форм дисплазии соединительной ткани на основе балльной шкалы оценки. // Уральский медицинский журнал № №04 (159). 2018, С. 108-113 |
2018 |
Яворская М.В. |
Телятникова А.С., Яворская М.В. Страхи у хирургов-травматологов. ткани / Наука сегодня: опыт, традиции, инновации [Текст]: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 25 июля 2018 г. Вологда: ООО «Маркер», 2018. с.132-133 |
2018 |
Катасонова А.В. Яворская М.В. |
Яворская М. В. Катасонова А. В. Копинг-стратегии и механизмы психологической защиты у подростков с синдромом дисплазии соединительной ткани // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 60. Ч. 3. С. 484-489
|
2018 |
Хмелевская О.Е. Яворская М.В. |
Яворская М. В., Хмелевская О. Е. Представления молодежи об аддиктивной личности (гендерный аспект). // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 60. Ч. 3. С.471-476 |
2018 |
Кравцова Н.А. Хмелевская О.Е. |
Яворская М. В., Хмелевская О. Е., Кравцова Н.А. Отношение к телу у пациентов с синдромом дисплазии соединительной ткани // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 60. Ч. 2. С.488-492 |
2018 |
Яворская М.В. |
Яворская М.В., Верещагина А.М. Восприятие образа тела военнослужащими первого года службы ткани / Наука сегодня: опыт, традиции, инновации [Текст]: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 25 июля 2018 г. Вологда: ООО «Маркер», 2018. С.134-134 |
2018 |
Яворская М.В. |
Яворская М.В., Кучеров В.А., Матвеев С.В., Левченко А.С., 1Кравцов Ю.А. Агрессия у подростков с дисплазией соединительной ткани. // Уральский медицинский журнал. 2018. № 4 (159). С. 113-118 |
2018 |
Яворская М.В. |
Яворская М.В., Мороз Д.А. Восприятие тела подростками с синдромом дисплазии соединительной ткани / Наука сегодня: опыт, традиции, инновации [Текст]: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 25 июля 2018 г. Вологда: ООО «Маркер», 2018. С.130-131 |
2018 |
Белокобыльский Н.Д. |
Белокобыльский Н.Д. К вопросу о применении методики «отрицательного негативного аутопрототипа». // Человек и современный мир, 2017. № 10. С. 41-44.Международный научно-исследовательский журнал «Человек и современный мир» [Электронный ресурс]: – Электрон. текстовые дан. (2,7 МБ). – Владивосток: Эксперт-Наука, 2017 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).– Систем. требования: IBMPC; InternetExplorer; AcrobatReader 3.0 илистарше. |
2017 |
Белокобыльский Н.Д. |
Белокобыльский Н.Д. К вопросу широкого применения психогенной тренировки в условиях Дальнего Востока. // Человек и современный мир, 2017. № 10. С. 45-50. Международный научно-исследовательский журнал «Человек и современный мир» [Электронный ресурс]: – Электрон. текстовые дан. (2,7 МБ). – Владивосток: Эксперт-Наука, 2017 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).– Систем. требования: IBMPC; InternetExplorer; AcrobatReader 3.0 илистарше. |
2017 |
Довгая Н.А. |
Довгая Н. А. Мотивы выбора профессии и профессиональные ориентации студентов учебных военных центров [Текст] / Н. А. Довгая, Л. В. Данилкина, В. С. Довгий // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 авг. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 142–144 |
2017 |
Довгая Н.А. |
Довгая Н. А. Проблема родительской мотивации в детском спорте [Текст] / Н. А. Довгая, А. Я. Газиева, М. Ш. Самедова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 28 мая 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 183–185. ISBN 978-5-9500127-1-6. |
2017 |
Довженко А.Ю. |
Довженко А.Ю., Ивченко М.В. Исследование «я-функций» личности у лиц, занимающихся экстремальными видами спорта // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 5-10 (25). С. 16-21. |
2017 |
Яворская М.В. |
Кравцов Ю.А., Яворская М.В., Зернова Е.С., Особенности клинического течения дисплазии соединительной ткани у детей раннего возраста. «Научное обозрение. Медицинские науки». 2017. № 4. С. 21-25. |
2017 |
Кравцова Н.А. Яворская М.В. |
Кравцов Ю.А., Яворская М.В., Клинические примеры дисплазии соединительной ткани у пациентов разного возраста с хирургической патологией. «Научное обозрение. Медицинские науки». 2017. № 5. С. 50-58. |
2017 |
Кравцова Н.А. Яворская М.В. |
Кравцов Ю.А., Яворская М.В., Кильдиярова Р.Р., Кучеров В.А., Матвеев С.В. Критерии диагностики синдрома дисплазии соединительной ткани и задержки полового развития у детей и подростков. Уральский медицинский журнал «Гинекология» . 2017. № 06. С. 132-139 |
2017 |
Кравцова Н.А. Яворская М.В. |
Кравцов Ю.А., Яворская М.В., Кучеров В.А., Матвеев С.В. Катамнестические сопоставления при дисплазии соединительной ткани у мальчиков с аномалиями вагинального отростка брюшины и крипторхизмом. Уральский медицинский журнал «Гинекология» . 2017. № 06. С. 132-139. |
2017 |
Кравцова Н.А. |
Кравцова Н.А., Голосова А.Ю., Психологическое сопровождение лиц, подлежащих государственной защите: специфика и проблемы// |
2017 |
Кравцова Н.А. |
Кравцова Н.А., Земскова А.А. Взаимосвязь жизнестойкости с психофизиологическими свойствами курсантов в тренировочных условиях. // Сибирский психологический журнал. 2017. № 65. С. 40-52 |
2017 |
Кравцова Н.А. |
Кравцова Н.А., Земскова А.А., Взаимосвязь психофизиологических адаптационных реакций с личностными особенностями курсантов в условиях тренировочной ситуации. // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. № 2. С. 87-92. |
2017 |
Кравцова Н.А. |
Кравцова Н.А., Земскова А.А., Лукьянова Е.Л. Психофизиологические реакции и копинг-стратегии курсантов в условиях моделирования профессиональной деятельности. // Проблемы управления рисками в техносфере. 2017. № 2 (42). С. 172-179 |
2017 |
Кравцова Н.А. Зорина (Якимова) Л.С. |
Кравцова Н.А., Якимова Л.С., Психосоциальные и психологические факторы развития дисморфофобий у современных подростков. // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. № 3.. С. 15-18 |
2017 |
Яворская М.В. |
Смирнов А. Г., Яворская М. В., Аутистические черты личности у студентов ТГМУ – Сборник конференции НИЦ «Социосфера». 2017г. апрель 20-21, С.19-25 |
2017 |
Развитие профессионального самосознания студентов специальности 37.05.01 Клиническая психология проводится в рамках дисциплины «Профессиональная этика»
В целях реализации воспитательной работы проводится кураторская и тьюторская работа с первым курсом и тематические семинары
Регулярно проводятся собрания Студенческого научного общества (СНО), в рамках которого также ведется воспитательная работа
На кафедре клинической психологии открыт Клуб психологических игр, в рамках которых проводятся различные игры психологической направленности, в частности настольные ролевые игры (НРИ). НРИ позволяет развивать коммуникативные навыки, способствует социализации человека, даёт опыт решения нестандартных задач, которые редко возникают в обычной жизни большинства людей, но паттерны решения которых оказываются полезными и в обыденной жизни. С точки зрения психологии данный вид игр может создавать психодраматические ситуации, проживание которых способствует развитию личности игрока.
Регулярно проводятся воспитательные семинары на темы:
Профилактика и недопущение распространения идеологии экстремизма и терроризма в студенческой среде вуза
Взаимоотношения с преподавателем вуза. Правила поведения в высшей медицинской школе
Профилактика зависимого поведения
Геноцид советского народа нацистами и их пособниками в период ВОВ
День присоединения Крыма к России
Ответственный за воспитательную работу: ассистент Трифонов Даниил Александрович