Меню

Кафедра анатомии человека

Коллектив кафедры анатомии человека

Коллектив кафедры анатомии: слева направо (нижний ряд) – В.М. Черток, Л.Н. Кацук, (второй ряд) – Л.С. Кучерова, Н.В. Вольская, А.В. Ларюшкина, (третий ряд) – Л.В. Берилло, О.В. Кузнецова, Т.А. Кожевникова, А.Г. Степанова, Т.А. Ботвич, Л.Н. Момот, Ю.К. Немков.

Паспорт кафедры 

Появление кафедры анатомии человека связано с организацией в 1956 г. медицинского факультета при Дальневосточном университете. В этот период задачу по организации  кафедры взяли на себя хирурги: зав. кафедрой, к.м.н. О.С. Илларионова, ассистенты В.М. Дугина, Г.И Мацак и Н.Д. Катрушенкова.

Спустя 2 года, в 1958 г. приказом министра здравоохранения СССР был открыт Владивостокский медицинский институт с одним, лечебным, факультетом. На должность заведующего кафедрой был приглашен из Ленинградского санитарно-гигиеническеого института ученик известного анатома Д.И. Жданова, к.м.н. И.А. Великоречин. Началась активная работа по организации кафедры и укомплектованию преподавательского состава опытными анатомами. В 1958 – 1960 годы на кафедру приехали: из Душанбинского медицинского института А.Ф. Чепрасова, из Томского медицинского института к.м.н. Л.Г. Щитова, а из Саратовского медицинского института В.И. Белякова. В 1961 г. кафедра переехала в свое первое помещение в здании бывшей школы на Океанском проспекте. Преподавательскому коллективу кафедры пришлось проделать большую работу по организации кафедры (устройство трупохранилища и учебного морга, обучение лаборантского состава методам консервации и хранения трупного материала, создание фонда анатомических препаратов). К этому времени относится и начало создания анатомического музея кафедры.

В начале 60-х годов преподавательский коллектив кафедры пополнился новыми квалифицированными анатомами. Из ЛСГМИ приехал А.М. Гусев, из Хабаровского мединститута к.м.н. М.И. Урманов, из Душанбинского медицинского института И.Е. Крестникова.

В связи с тем, что коллектив кафедры первые 10 лет формировался из представителей разных анатомических школ, научно-исследовательская работа носила многоплановый характер. И.А. Великоречин под руководством академика Д.А. Жданова изучал лимфатическую систему толстой кишки. А.М. Гусев под руководством профессора В.Н. Надеждина изучал лимфатическую систему глаза и в 1966 г. защитил кандидатскую диссертацию. Л.Г. Щитова занималась изучением венозной системы головы человека и животных. М.И. Урманов, являясь учеником М.Г. Привеса, по его рекомендации изучал сравнительную и возрастную анатомию печени. В 1974 г. им была защищена докторская диссертация, признанная ВАКом лучшей анатомической диссертацией года.

С 1958 по 1966 годы на кафедре работали доценты: завкафедрой И.А. Великоречин, Л.Г. Щитова, А.М. Гусев; ассистенты А.Ф. Чепрасова, В.И. Белякова, И.Е. Крестникова, Г.А. Родионова, Г.М. Гилязитдинов, Л.И. Долгих, И.Д. Олешко, Н.Р. Зайцева, Л.К. Родионова, В.Г. Титов, В. Купь, З.К. Радзивилова, Т.П. Киреева, А.А. Гноевая, Б.Н. Коллегов, Б.В. Окунь, А.С. Голубев, Ю.А. Рябцев, Э.Н. Второва.

В 1966 году кафедру возглавил приехавший из Кемеровского медицинского института ученик Долго-Сабурова (ВМА г. Ленинград) д.м.н. Г.Ф. Мальков. С его приездом определилось новое направление кафедры: изучение рецепторных аппаратов стенок вен. На кафедре открылась аспирантура.

Первыми аспирантами стали выпускники института: Ю.А. Красников, А.М. Петров, Л.Н. Кацук, Л.Н. Момот, Т.А. Нещадимова, В.В. Полянский, А.А. Крапивный, Е.А. Усенко. Наиболее активно работающие из них (Красников Ю.А., Кацук Л.Н., Петров А.Н.) защитили в 1973 году кандидатские диссертации. В этот период преподавательский состав кафедры пополнили выпускники института: В.Г. Литвиненко, М.М. Кротенок, Л.М. Соколенко, З.А. Гракова и приехавшие из других вузов: А.М. Галимулин, к.м.н. Н.А. Корнева, к.м.н. М.Е. Егорова и к.м.н. В.Ф. Клеванский. 

С 1982 по 1984 годы кафедру возглавлял профессор М.И. Урманов. Начало апробироваться новое научное направление – влияние барофакторов на сосудистую систему человека и животных, впрочем, не получившее дальнейшего развития. На кафедру пришли аспиранты: Г.В. Рева и В.А. Володин (выполнившие в 1987 году кандидатские диссертации под руководством профессора П.А. Мотавкина) и новые преподаватели: Н.В. Пополитова, Т.А. Гурина, Л.Ю. Ащепкова, Л.Г. Чуланова, Э.Н. Второва, Н.П. Лапшина, О.С. Илларионова, В.С. Бахтинова. Впрочем, большая часть из них вскоре по разным причинам покинули кафедру. 

Доктор медицинских наук, профессор ЧЕРТОК Виктор Михайлович. Заведует кафедрой с 1988 года и по настоящее время.

В 1988 году на должность заведующего кафедрой был избран доктор медицинских наук, профессор В.М. Черток. С его приходом определилось новое научное направление кафедры – изучение функциональной морфологии головного мозга и репродуктивных органов. Коллектив кафедры пополнили молодые преподаватели: А.А. Григорюк, Ю.К. Немков, Н.В. Мирошниченко, А.Е. Коцюба, А.В. Ларюшкина, Д.В. Быков, Ю.П. Недобыльская, С.А. Носов.

Практические занятия с курсантами учебного военного центра проводит заведующий кафедрой анатомии человека, доктор медицинских наук, профессор В.М. Черток.

За короткое время кафедра была оснащена современным оборудованием и реактивами научная лаборатория, созданы все условия для успешной научной работы. В результате за эти годы сотрудниками кафедры выполнены и защищены 21кандидатская и 1 докторская диссертации.   Научные работы сотрудников кафедры получили признание не только в России, но и за рубежом.

В этот период изменилась концепция учебно-педагогической деятельности кафедры. Акцент внимания преподавательского коллектива переместился в сторону поисков новых форм обучения, способствующих раскрытию возможностей, прежде всего, лучших студентов. Для этой цели в учебный процесс были внедрены альтернативные формы обучения: 1) защита курсовых работ; 2) группы углубленного изучении анатомии; 3) конкурсы на лучший анатомический препарат; 4) конкурс «Знаток анатомии» и другие формы учебной работы.

Кафедра перешла к новым, более прогрессивным формам контроля знаний студентов. Для успешной самостоятельной работы на кафедре и объективизации контроля знаний у студентов с 1988 года используется компьютерный класс. Профессор В.М. Черток являлся не только его организатором, но и разработчиком концепции применения компьютерных технологий в учебном процессе. 

План научно-исследовательской работы
Черток Виктор Михайлович
Заведующий кафедрой, доктор медицинских наук, Профессор
Ботвич Татьяна Анатольевна
Доцент, кандидат биологических наук
Каргалова Елена Петровна
Доцент, кандидат медицинских наук
Кацук Людмила Николаевна
Доцент, кандидат медицинских наук
Коцюба Александр Евгеньевич
Доцент, кандидат медицинских наук
Ларюшкина Алла Валерьевна
Доцент, кандидат медицинских наук
Момот Любовь Николаевна
Старший преподаватель, кандидат медицинских наук
Вольская Наталья Викторовна
Ассистент, кандидат медицинских наук

Кафедра расположена в учебном корпусе № 5 и занимает помещения общей площадью 1075 м2. Из них 304 м2  отведено под 8 учебных комнат (с 15 посадочными местами в каждой), оборудованных препаровочными анатомическими столами и оснащенных муляжами, планшетами, скелетом, сухими и влажными анатомическими препаратами. Одна из комнат, площадью 54 м2, оборудована под кабинет для занятий рентгенанатомией, в которой имеются негатоскопы для занятий группы из 24 человек и рентгеновитрины.


Учебный корпус № 5 Владивостокского государственного медицинского университета, в котором с 1984 года располагается кафедра анатомии человека

На кафедре имеется конференцзал площадью 63 м2 на 50 посадочных мест, оборудованный видеотехникой, научная лаборатория с криостатом, термостатами, холодильниками, микроскопами и фотоаппаратурой. Музей кафедры размещается на площади 100 м2 Оборудован стеклянными витринами, витражами для размещения учебных препаратов. Морг кафедры, площадью 300 м2, оборудован стационарными ваннами, холодильником для хранения трупного материала, включает комнаты для фиксации, изготовления и хранения препаратов, комнату отдыха для персонала, обслуживающего учебный морг.

Кафедра ведет учебные занятия с 1-го по 3-й семестр на лечебном, педиатрическом и медико-профилактическом факультетах, в 1-2 семестрах на стоматологическом факультете, факультетах клинической психологии и клинической биохимии. Занятия проходят с учетом профиля факультета и в соответствии с рабочей программой.  

Практические занятия проводятся по фронтальной системе согласно программе с использованием профильных учебно-методических пособий и учебных пособий, составленных преподавателями кафедры. Обеспеченность студентов учебно-методическим материалом 100%. Практические занятия оснащены и анатомическими препаратами в также полном объеме.

Самостоятельная работа студентов на кафедре представлена следующими формами: самоподготовкой по текущему материалу, препарированием, работой в компьютерном классе по контрольно-обучающим программам.


Самостоятельная работа студентов на кафедре анатомии человека

Большое внимание на кафедре уделяется работе со студентами, нацеленных на активное приобретение знаний и обладающих большим творческим потенциалом. Более полному раскрытию индивидуальных возможностей студентов способствует выполнение ими курсовых работ. Курсовая работа выполняется студентами по различным разделам анатомии в течение 1 – 1,5 лет под руководством одного из преподавателей кафедры. В этот период студентом изготовляются необходимые анатомические препараты (3 – 5 шт.), осуществляется поиск и работа с литературой по теме исследования, написание и защита курсовой работы проводится на объединенном заседании кафедры и научно-студенческого кружка. В случае успешной защиты курсовой работы и высокой рейтинговой оценки знаний студентом основного курса анатомии, выполненная работа засчитывается им в качестве экзаменационной.


Практическое занятие со студентами проводит ассистент кафедры анатомии, доцент Ю.К. Немков

Заметное место в учебно-методической работе кафедры отводится объективности контроля знаний студентов. Она обеспечивается, с одной стороны, использованием компьютерных программ для оценки теоретических знаний и тестовой системой для практических – с другой. Обязательным является решение студентами ситуационных задач и знаний рентгенограмм. 


Использование тестовых компьютерных программ для оценки теоретических знаний

В этой связи заслуживает внимание изучение мнения студентов в отношении объективности оценки, полученной ими на экзаменах. Результаты опроса свидетельствует о высокой степени соответствия балла, полученного на экзамене по анатомии, и оценке своих знаний студентами. До 80% студентов считают полученную оценку на экзамене соответствующую их знаниям, около 20% — выше или ниже этой оценки.

На кафедре имеется учебно-методический комплекс по дисциплине включающей:

1. Методические материалы по преподаванию нормальной анатомии, представлены:

  • конспектами лекций;
  • учебно-методическими пособиями к практическим занятиям для преподавателей и студентов;
  • типовой и рабочей программами по нормальной и рентгеновской анатомии.

2. Методические материалы для самостоятельной работе студентов представлены:

  • учебными пособиями по наиболее трудно усвояемым разделам дисциплины;
  • учебно-методическими пособиями для самостоятельной работы по всем темам практических занятий;
  • контрольно-обучающими компьютерными программами по теоретическому курсу;
  • контрольно-обучающим картами-схемами тестовых заданий;
  • ситуационными задачами по всем темам практических занятий;
  • перечнем основной и дополнительной литературы.

3. Методические материалы по контролю знаний студентов, представлены:

  • контрольно-обучающими компьютерными программами по теоретическому курсу;
  • контрольными вопросами и наборами билетов к практическим занятиям;
  • контрольными вопросами и наборами билетов для зачетов за  I  и II семестры;
  • экзаменационными вопросами и наборами экзаменационных билетов;
  • контрольно-обучающими картами-схемами тестовых заданий по теоретическому и практическому курсу по экзаменационной программе.

4. Методические материалы по содержанию и организации обучения, представлены:

  • рабочей программой;
  • графиками учебного процесса;
  • расписанием лекций, практических занятий и ВСР;
  • календарно-тематическими планами лекций и практических занятий;
  • паспортом кафедры;
  • графиками текущих и предэкзаменационных консультаций и ежедневных дежурств по ВСР;
  • перечнем слайдов, видеофильмов, таблиц, муляжей, планшетов, препаратом и контрольно-обучающих компьютерных программ;
  • методическими материалами по оформлению и защите курсовых работ студентов.

 По вопросам медицинской и клинической направленности преподавания кафедра координирует свою деятельность с кафедрами медико-биологического профиля (гистологией, нормальной физиологией, биологией) и с клиническими кафедрами.

Список учебной и методической литературы, опубликованных сотрудниками кафедры анатомии человека  

  1. Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Анатомия человека : учебное пособие для стоматологов. Владивосток : Медицина ДВ, 2005. — 112 с.
  2. Черток В.М. Анатомо-функциональная организация нервной системы : учебное пособие. В кн.: Избранные вопросы клинической психологии. Владивосток : Медицина ДВ, 2006, т. 1. — с. 3-210.
  3. Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Опорно-двигательный аппарат : учебное пособие, изд. 4-е.  Владивосток : Медицина ДВ, 2007. — 84 с.
  4. Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Периферическая нервная и сосудистая системы : учебное пособие, изд. 4-е.  Владивосток : Медицина ДВ, 2007. — 100 с.
  5. Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Спланхнология : учебное пособие, изд. 4-е. Владивосток : Медицина ДВ, 2007. — 92 с.
  6. Черток В.М., Кацук Л.Н., Ботвич Т.А., Анатомия центральной нервной системы и органов чувств : учебное пособие, изд. 5-е. Владивосток : Медицина ДВ, 2008. — 92 с.
  7. Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Опорно-двигательный аппарат : учебное пособие, изд. 5-е. Владивосток : Медицина ДВ, 2009. — 84 с.
  8. Черток В.М., Кацук Л.Н., Кожевникова Т.А. Сборник экзаменационных тестовых заданий по дисциплине «Анатомия человека» для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов : учебное пособие. Владивосток : Медицина ДВ, 2009. — 84 с.
  9. Каргалова Е.П., Кожевникова Т.А., Ботвич Т.А. Сборник экзаменационных тестовых заданий по дисциплине «Анатомия человека» для студентов  стоматологического факультета : учебное пособие. Владивосток : Медицина ДВ, 2009. — 58 с.
  10. Учебно-методическое пособие по анатомии человека для студентов (остеоартросиндесмология). Владивосток : Медицина ДВ, 2009. – 96 с.
  11. Учебно-методическое пособие по анатомии человека для преподавателей (остеоартросиндесмология). Владивосток : Медицина ДВ, 2009. – 188 с.
  12. Учебно-методическое пособие по анатомии человека для студентов (миология, нервная и сосудистая системы). Владивосток : Медицина ДВ, 2009. – 196 с.
  13. Учебно-методическое пособие по анатомии человека для преподавателей (миология, нервная и сосудистая системы). Владивосток : Медицина ДВ, 2009. –  156 с.
  14. Функциональная анатомия головы и шеи человека. Владивосток : Медицина ДВ, 2010. — 168 с.
  15. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Владивосток : Медицина ДВ, 2011. — 300 с.