«Научный полк» Тихоокеанского Медицинского

Павел Александрович Мотавкин – замечательный педагог и ученый нашего университета, участник Великой Отечественной войны. Его научные и жизненные достижения отмечены званиями «Заслуженный деятель науки», «Заслуженный изобретатель СССР». Павел Александрович был избран действительным членом Академии естественных наук, почетным членом нескольких научных обществ, а за вклад в развитие города ему присвоено звание Почетного гражданина Владивостока. За ратные подвиги П.А. Мотавкин награжден орденами Красной Звезды, Отечественной Войны I степени и многими медалями. Среди всех наград, самой дорогой  профессор считал медаль «За боевые заслуги», врученную ему 7 ноября 1942 года на фронте под городом Демидовым, Смоленской области. Уже в мирные годы грудь великого ученого украсили ордена «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени», 2 медали и знак «150 лет г. Владивостоку».

Павел Александрович родился в 1922 г. в селе Дорское Ярославской области в крестьянской семье. Окончил среднюю школу в г. Ярославле в 1941 г.,  Ленинградское военно-медицинское училище, переведенное в г. Омск, в  1942 г. В послужном списке фронтовика  несколько воинских званий  — лейтенант медслужбы; мл. лейтенант медслужбы; майор мед. службы.

Павел Александрович командовал санитарным взводом и санитарной ротой на Калининском, 1-м Прибалтийском, 2-м Белорусском фронтах, был дважды ранен. Победу встретил в Германии.

Вся жизнь профессора была связана с медициной и наукой. Яркие вехи из жизни П.А. Мотавкина:

В 1952 г. П.А. Мотавкин окончил с отличием Ярославский медицинский институт,  в  1956 г. — защитил диссертацию на соискание степени кандидата медицинских наук.

В Приморском крае профессиональную деятельность Павел Александрович начал в 1957 году на медицинском факультете Дальневосточного государственного университета, затем вместе с факультетом перешел во вновь организованный медицинский институт. Стоял у истоков образования вуза, был одним из его первых преподавателей. В самое трудное время был назначен проректором по учебной и научной работе.

 1960–2011 гг. – заведующий кафедрой гистологии Владивостокского государственного  медицинского института, а ныне — Тихоокеанского государственного медицинского университета.

В 1964 г. при Президиуме АМН СССР защитил первую в ВГМУ докторскую диссертацию «Иннервация кровеносных сосудов спинного мозга».

В 1966 г. при кафедре, возглавляемой профессором Мотавкиным, открылась аспирантура, в 1995 г. – докторантура.

В 1984 г. учебное пособие «Введение в нейробиологию» получило престижную премию Президиума АМН СССР, а монография «Гистофизиология сосудистых механизмов мозгового кровообращения» была удостоена премии Б.И. Лаврентьева.

1967–1988 гг. – заведующий лабораторией гаметогенеза Института биологии моря ДВО РАН. Лаборатория создана с целью изучения закономерностей размножения морских беспозвоночных животных в норме и в условиях загрязнения.

2011–2015 гг. – профессор-консультант Тихоокеанского государственного медицинского университета.

За годы научно-педагогической деятельности П.А. Мотавкин создал научную школу, признанную в нашей стране и за рубежом. На рубеже гистологии и физиологии выделилось и оформилось, в качестве синтетического, новое гистофизиологическое направление, задача которого заключается в том, чтобы обобщить структурные, функциональные, биохимические аспекты регуляции церебральной гемодинамики. В проведенных исследованиях было показано, что морфологическая и нейрохимическая организация нервного аппарата мозговых сосудов находится в зависимости от возраста человека. В результате обобщения научных материалов оформилось учение о системе управления мозговой гемодинамикой. Совместно с учениками, П.А. Мотавкин исследовал онтогенез и ультраструктуру мозговых капилляров, их количество в ядерных образованиях и слоях новой коры, циркадные ритмы, регуляцию медиаторами и пептидами, установил синтез ацетилхолина энкефалина, прямое и обратное взаимодействие между капилляром и нейроном в реализации трофической функции.

Результаты исследований научной школы П.А. Мотавкина стали достоянием широкой научной общественности. Издано 12 монографий и более 300 научных статей. Более двух десятков статей и 2 монографии опубликованы на английском, немецком и французском языках. Обобщенные данные по проблеме «Нейрохимия мозга» вошли в «Руководство по гистологии». Монография «Гистофизиология сосудистых механизмов мозгового кровообращения» удостоена диплома премии им. Б.И. Лаврентьева Академии медицинских наук СССР, а ее содержание о наличии трех механизмов управления гемоциркуляцией включено в учебники по гистологии.

В Институте биологии моря ДВО РАН под руководством П.А. Мотавкина начаты исследования закономерностей размножения морских беспозвоночных в норме и в условиях загрязнения. За прошедшие годы были описаны гаметогенез и половые циклы у массовых и коммерчески ценных видов иглокожих и двустворчатых моллюсков зал. Петра Великого (Японское море). Исследованы сезонные изменения в нейросекреторной активности центральной нервной системы двустворчатых моллюсков. Проведены пионерские работы по изучению нервных и эндокринных механизмов регуляции репродуктивной активности иглокожих и моллюсков. Установлено, что в системе управления гаметогенезом у иглокожих и двустворчатых моллюсков участвуют три основные звена: биогенные моноамины, нейропептиды и половые стероидные гормоны. Описаны распределение и локализация нитроксидергических элементов в центральной нервной системе, органах пищеварения и половой железе двустворчатых моллюсков.

В область научных интересов П.А. Мотавкина также входили исследования интраспинального органа в каскадной железисто-эндокринной системе мозга, нейротрансмиттерных систем мозга человека и нитрооксидергического механизма регуляции висцеральных систем.

Под руководством ученого защищено 132 диссертации, из них 33 докторские и 99 кандидатских. Его учеников можно встретить в различных уголках земного шара.

Ученики и коллеги Павла Александровича Мотавкина, все, кому посчастливилось на своем жизненном пути встретить этого яркого, сильного, многогранно талантливого человека говорят, что это был истинный, вдохновенный ученый, генерирующий идеи и щедро одаривающий ими своих учеников; блестящий артистичный лектор, лекции которого всегда собирали полный зал слушателей; много знающий и терпеливый учитель, находивший время и для студента, и для аспиранта, и для докторанта, всегда готовый посмотреть препараты, проконсультировать, помочь.