Ассоциация медицинских библиотек с 2020 года проводит опросы студентов медицинских вузов об использовании различных образовательных информационных ресурсов в процессе обучения. Студенты заполняют онлайн-анкету, в которой отмечают частоту, с которой они обращаются к предложенным видам информационных ресурсов (офлайн и онлайн-ресурсы, предоставляемые университетами, онлайн-ресурсы свободного доступа, коммерческие ресурсы). В 2022 году в анкету были добавлены вопросы о барьерах для использования студентами ресурсов университетов.
Вузы — участники исследования
- Башкирский государственный медицинский университет,
- Воронежский государственный медицинский университет им. Бурденко,
- Ижевская государственная медицинская академия,
- Иркутский государственный медицинский университет,
- Кемеровский государственный медицинский университет,
- Кировский государственный медицинский университет,
- Красноярский государственный медицинский университет им. Войно-Ясенецкого,
- Омский государственный медицинский университет,
- Оренбургский государственный медицинский университет,
- Приволжский исследовательский медицинский университет,
- Северо-Осетинская государственная медицинская академия,
- Сибирский государственный медицинский университет,
- Тихоокеанский государственный медицинский университет,
- Читинская государственная медицинская академия,
- Южно-Уральский государственный медицинский университет
Данные:
В апреле-мае 2022 года анкету заполнили 3707 респондентов: из которых 60% – студенты лечебных факультетов, 40% — студенты педиатрических факультетов, 79% — девушек, 21 – юношей. Анкета прилагается к отчету. Ответы студентов по шкале Лайкерта – всегда, довольно часто, иногда, очень редко и никогда были преобразованы в баллы от 5 до 1. С помощью методов статистического анализа проведено сравнение результатов данного исследования с результатами опроса 2021 года. Проведено сопоставление использования однотипных ресурсов, которые студенты получают в вузе, в свободном доступе или приобретают в личное пользование. Оценены риски для использования информационных ресурсов вуза. Выявлены основные барьеры, которые мешают студентам эффективно пользоваться информационными ресурсами своих университетов. В результате исследования были выявлены следующие барьеры для использования медицинских образовательных ресурсов:
- Студенты не знают о существовании образовательных ресурсов, предоставляемых вузом;
- Студенты не имеют необходимости пользоваться ресурсами вуза;
- Студентам сложно получить доступ к ресурсам, предоставляемым вузом;
- Студентов не удовлетворяет качество ресурсов вуза (сервисы, наполнение, качество контента).
До сих пор приоритетными остаются печатные учебники, полученные обучающимися в библиотеках своих вузов или приобретенные самостоятельно.
Библиотечно-информационный центр ТГМУ благодарит кафедру нормальной и патологической физиологии за помощь в организации заполнения анкеты на сайте студентами 3 курса лечебного факультета.

