Итоги исследования «Мониторинг чтения студентов медицинских вузов 2022»

Ассоциация медицинских библиотек с 2020 года проводит опросы студентов медицинских вузов об использовании различных образовательных информационных ресурсов в процессе обучения. Студенты заполняют онлайн-анкету, в которой отмечают частоту, с которой они обращаются к предложенным видам информационных ресурсов (офлайн и онлайн-ресурсы, предоставляемые университетами, онлайн-ресурсы свободного доступа, коммерческие ресурсы). В 2022 году в анкету были добавлены вопросы о барьерах для использования студентами ресурсов университетов.

Вузы — участники исследования

  • Башкирский государственный медицинский университет,
  • Воронежский государственный медицинский университет им. Бурденко,
  • Ижевская государственная медицинская академия,
  • Иркутский государственный медицинский университет,
  • Кемеровский государственный медицинский университет,
  • Кировский государственный медицинский университет,
  • Красноярский государственный медицинский университет им. Войно-Ясенецкого,
  • Омский государственный медицинский университет,
  • Оренбургский государственный медицинский университет,
  • Приволжский исследовательский медицинский университет,
  • Северо-Осетинская государственная медицинская академия,
  • Сибирский государственный медицинский университет,
  • Тихоокеанский государственный медицинский университет,
  • Читинская государственная медицинская академия,
  • Южно-Уральский государственный медицинский университет

Данные:

В апреле-мае 2022 года анкету заполнили 3707 респондентов: из которых 60% – студенты лечебных факультетов, 40% — студенты педиатрических факультетов, 79% — девушек, 21 – юношей. Анкета прилагается к отчету. Ответы студентов по шкале Лайкерта – всегда, довольно часто, иногда, очень редко и никогда были преобразованы в баллы от 5 до 1. С помощью методов статистического анализа проведено сравнение результатов данного исследования с результатами опроса 2021 года. Проведено сопоставление использования однотипных ресурсов, которые студенты получают в вузе, в свободном доступе или приобретают в личное пользование. Оценены риски для использования информационных ресурсов вуза. Выявлены основные барьеры, которые мешают студентам эффективно пользоваться информационными ресурсами своих университетов. В результате исследования были выявлены следующие барьеры для использования медицинских образовательных ресурсов:

  • Студенты не знают о существовании образовательных ресурсов, предоставляемых вузом;
  • Студенты не имеют необходимости пользоваться ресурсами вуза;
  • Студентам сложно получить доступ к ресурсам, предоставляемым вузом;
  • Студентов не удовлетворяет качество ресурсов вуза (сервисы, наполнение, качество контента).

До сих пор приоритетными остаются печатные учебники, полученные обучающимися в библиотеках своих вузов или приобретенные самостоятельно.

Библиотечно-информационный центр ТГМУ благодарит кафедру нормальной и патологической физиологии за помощь в организации заполнения анкеты на сайте студентами 3 курса лечебного факультета.