Меню

Кафедра нормальной и патологической физиологии

Адрес кафедры: пр. Острякова 4, уч. корпус № 5, третий этаж.

Паспорт кафедры 

Сведения о реорганизации кафедры

Дата

№ приказа

Наименование кафедры

08.11.1958

64

Курс патофизиологии
28.08.1960

303

Патологической физиологии
01.03.1960

375

Нормальной физиологии
01.09.2007

215

Нормальной физиологии с курсом психофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности
30.08.2010

214

Нормальной физиологии с курсом психофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности
01.07.2011

282/1-ОД

Нормальной физиологии
16.09.2013

3131л/с п.1.2

Физиологии человека (объединение кафедр Патологической физиологии и Нормальной физиологии)
12.05.2015

896 л/с

Кафедра нормальной и патологической физиологии

 

Паволоцкий Шарль Ибрагимович г.р. 19.01.1911 – кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой патофизиологии с 1958-1970 гг.

Окончил Одесский медицинский институт в 1935 г. окончил аспирантуру на кафедре нервных болезней в 1938 г.в этом же институте. В 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Миографическое исследование компрессии спинного мозга». До 1941 г.  работал ассистентом кафедры нервных болезней. С 1941-1946 гг. служил в Советской армии, где был начальником госпиталя. С 1946-1958 гг. работал доцентом кафедры патофизиологии Одесского медицинского института.

Паволоцкий Ш.И. изучал проблему гипоксии, разработал новый кровезаменитель и дегидрирующий раствор из растительного сырья. Автор 66 печатных работ, одной монографии и трех изобретений, под его руководством выполнено 4 кандидатских диссертации.

Сочинения:

  1. Паволоцкий Ш.И. Препараты пихты – Владивосток: Приморское Крайиздательство, 1961. – 416 с.
  2. Паволоцкий Ш.И. О биологическом действии игл Сибирской пихты // Антибиотики – 1959. — № 3. – с. 12-14
  3. Паволоцкий Ш.И. Кровозамещающие свойства фитоколлоидного инфузина // Сб. Трудов ВГМИ. – 1965 – т. IV. – с. 81-86.

Чумаков Владимир Ильич г.р. 19.04. 1937 – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой патофизиологии с 1970-1991 гг.

Окончил Ставропольский  медицинский институт в 1960 году.

В 1960-1963 гг. работал врачом терапевтом в с. Покровка, Приморского края. В 1963-1969 гг. – ассистентом кафедры патофизиологии Ростовского медицинского института.

В 1969-1970 гг. – ассистентом кафедры патофизиологии Владивостокского медицинского института.

В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальная пневмония при развитии феномена Шварцмана в нижнем шейном узле блуждающего нерва».

В 1985 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Временная организация функциональных связей при воспалительном процессе».

Основное научное направление – экспериментальное исследование механизмов острого и хронического воспаления и особенностей их хронобиологии. В результате его исследований установлены закономерности колебательных процессов некоторых параметров крови (количество лейкоцитов, лизоцима, комплемента и др.) при остром и хроническом воспалении, выявлены особенности реактивности животных с хроническим воспалительным процессом. Разработана новая экспериментальная модель хронического воспаления бронхов.

Опубликовано 70 научных работ, разработано 5 рационализаторских предложения. Подготовлено 5 кандидатов медицинских наук.

Сочинения:

  1. Чумаков В.И. Хронологическая оценка лейкоцитарных кривых // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 1983. — № 7. – с. 16-19.
  2. Чумаков В.И., Солдатов А.А., Гончаров В.Г. и др. Принципы работы некоторых систем организма в постагрессивном периоде // Пат. физиология и экспериментальная терапия. – 1998. — № 2.- с. 26-28.
  3. Чумаков В.И. «Как найти дорогу в метаболическом хаосе?»  – Ставрополь: СГМА, 2000. – 130 с.

Шаронов Анатолий Степанович г.р. 11.10.1953 г. – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой патофизиологии с 1992-2003 гг.

Окончил Владивостокский государственный медицинский институт  в 1977 году.

С 1977-1979 гг. – аспирант кафедры микробиологии. Кандидат медицинских наук с 1979 г. Диссертация на тему «Иммуногенетика здорового человека».

С 1979-1991 гг. – ассистент кафедры микробиологии. В 1989 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Стабильность лизосомных мембран фагоцитирующих клеток: функциональная роль в иммунном ответе, иммунодиагностика, значение при видах патологии». С 1990-1992 гг. –  профессор кафедры микробиологии.

С 1990-1993 гг. проректор по НИР.

С 1992-2003 гг. заведующий кафедрой патофизиологии.

В 2004 г. переведен на кафедру микробиологии профессором.

Научное направление – изучение механизмов развития аллергии к морепродуктам. Им разработан новый метод аллергодиагностики in vitro, проводятся исследование функциональной активности макрофагов.

Сочинения:

  1. Шаронов А.С., Дубняк Н.С., Ябурова И.О. Аллергия к морепродуктам работников, занимающихся промыслами в северных регионах Тихого океана // Тихоокеанский мед. журнал. – 1999. — № 3 – с. 48-49.
  2. Шаронов А.С., Смирнов Г.А., Маркелова Е.В. Опыт применения экстракорпоральной фармакотерапии лейкинфероном у больных с СПОН. // Тез. Докл. VI Российского национального конгресса «Человек и лекарство». – М. – 1999. – с. 373.
  3. Шаронов А.С., Шаронова И.А. Макрофаги и их секреторная функция при вирусных инфекциях // Тихоокеанский мед. журнал. – 2003. — № 2. – с. 57-58.

Маркелова Елена Владимировна г.р. 29.07.1960 г. – доктор медицинских наук, заведующая кафедрой, профессор.

Заведует кафедрой патофизиологии с 2003 г. по настоящее время.

Окончила Владивостокский медицинский институт в 1985 году. В 1988 году окончила аспирантуру при кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией. Работала ассистентом кафедры микробиологии (1988-1992 гг.). Затем ассистентом (1992-1993 гг.), доцентом (1994-2001 гг.), профессором (2001-2003) кафедры патофизиологии.

В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Состояние клеточных факторов защиты при сенсибилизации антибиотиками в системе мать-плод и роль аутомикрофлоры в ее формировании»

В 2000 г. защитила докторскую диссертацию «Система цитокинов у больных острыми повреждениями легких и клинико-иммунологическое обоснование терапии лейкинфероном».

Основное научное направление – оценка патогенетической роли нарушений в системе цитокинов при различных инфекционно-воспалительных заболеваниях с разработкой принципов и методов их коррекции. В ходе работ исследуются взаимосвязи изменений в системе цитокинов с показателями иммунного статуса, реактантами острой фазы и оксидативными процессами. На основе иммунопатогенеза уточняются и разрабатываются предикторы и маркеры оценки тяжести и исходов инфекционно-воспалительных заболеваний. Проводится экспериментальное и клинико-иммунологическое обоснование цитокинотерапии больных с дисфункцией иммунной системы.

В целях повышения методического уровня выполнения научных работ осуществляется комплексирование с кафедрами ВГМУ (инфекционных болезней, дерматовенерологии, хирургических болезней №2, курсом клинической лабораторной диагностики) и научно-исследовательскими учреждениями (ТИБОХ ДВО РАН, Дальневосточным филиалом НИИКИ СО РАМН, ГУ Институтом вакцин и сывороток им И.И. Мечникова РАМН).

Опубликовано более 300 печатных научных трудов, соавтор 5 монографий, 6 практических руководств, рекомендованных УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России,  7 патентов на изобретения.

Подготовлено 4 доктора медицинских наук и 15 кандидатов наук.

Сочинения:

  1. Кузнецов В.П., Маркелова Е.В. Иммунокоррегирующее лечение при инфекциях – вопросы стратегии / Успехи клинической иммунологии и аллергологии – М.: Региональное отделение РАЕН. – 2001. – т. 2. – с. 199-229.
  2. Маркелова Е.В., Кузнецов В.П. Силич Е.В. Динамика цитокинов и роль иммунокоррекции при нозокомиальной пневмонии. // Russian Journal of  Immunology. – 2002. – V. 7, №2. – c. 151-160
  3. Маркелова Е.В., Костюшко А.В., Кондрашова Н.М. Система цитокинов в патогенезе пневмоний / Система цитокинов и болезни органов дыхания. – Владивосток: Дальнаука, 2005. – с. 92-135.

Коллектив кафедры патофизиологии в составе  зав. кафедрой д.м.н., профессор Маркеловой Елены Владимировны; доцентов: к.м.н. Красникова Владимира Егоровича и к.м.н. Костюшко Анны Валерьевны; ассистентов: к.м.н. Турмовой Екатерины Павловны, к.м.н. Чагиной Евгении Александровны, к.м.н. Винчеля Романа Владимировича, Наход Елены Викторовны и Степанюка Владимира Николаевича; старшего лаборанта Рудневой Аллы Викторовны имеет достаточную профессиональную подготовку и способен решать сложные педагогические и научные задачи.

Научное направление кафедры:

1.     «Оценка патогенетической роли нарушений в системе цитокинов при различных инфекционно-воспалительных заболеваниях»

2.     «Изучение клинико-этиологических и иммунопатогенетических аспектов социально значимых дерматозов»

3.      «Способы управления функциональным состоянием организма на основе теории неспецифических адаптационных реакций»

Научная работа кафедры

Создана материальная база для развития нового научного направления — «Управление функциональным состоянием организма на основе теории неспецифических адаптационных реакций». Осуществляется разработка наиболее физиологических безмедикаментозных способов управления функциональным состоянием организма на основе индивидуального подхода к человеку, учитывающего его тип адаптационной реакции и уровень реактивности организма, что открывает перспективы возможности поддержания оптимального функционального состояния человека и прогнозирования его отклонений на всех этапах жизни, предотвращения преждевременного старения. На кафедре внедрен метод активационной профилактики и терапии, позволяющий диагностировать функциональное состояние организма на основе определения типа адаптационной реакции и уровня реактивности организма, и таким образом оценить индивидуальный уровень здоровья человека. Метод позволяет диагностировать донозологические, предболезненные, состояния и проводить их коррекцию путем развития гармоничных антистрессорных реакций спокойной и повышенной активации. Внедрен метод транскраниальной электростимуляции, активирующий одну из стресслимитирующих систем организма — эндогенных опиоидов. В профилактории ВГМУ внедрен метод расчета индивидуальной для каждого пациента дозы элеутерококка в зависимости от исходного типа адаптационной реакции и уровня реактивности организма; сделано 82 внедрения результатов научных исследований в учебный процесс и 20 – в практическое здравоохранение.

Разрабатываются интегральные критерии оценки функционального состояния на основе комплексного учета типа адаптационной реакции, уровня реактивности организма и спектрального анализа электроэнцефалограмм.

Л.Д. Маркиной подготовлено 11 кандидатов наук.

Под научным руководством Л.Д. Маркиной, её учеником В.В. Сигаловым был создан и внедрён в учебный процесс школы-интерната №2 (директор Н.Н. Дубинин) подвижный метод обучения за партой-стойкой со стимуляцией рефлексогенных зон стопы (1986), в настоящее время используемый по всей Российской Федерации. Метод показал свою эффективность в сохранении осанки и профилактике нарушений зрения.

10 июня 2013г. получен Патент № 2483672 «Способ диагностики функциональной межполушарной асимметрии у правшей и левшей» (авторы Баркар А.А., Маркина Л.Д.). Сделаны 2 заявки на изобретения: 1) № 2013111553 «Способ диагностики функцональной межполушарной асимметрии» (авторы Баркар А.А., Руденко Л.Н., Маркина Л.Д.); 2) № 2013112899 «Способ диагностики функционального состояния головного мозга соответственно уровню здоровья» (авторы Баркар А.А., Маркин В.В., Маркина Л.Д., Руденко Л.Н.).

Студенческое научное общество

На кафедре созданы все условия для развития научно-технического творчества студентов. В течение нескольких лет кафедра занимает I место по итогам конкурса среди кафедр медико-биологического цикла лечебного факультета.

Члены СНО кафедры являются победителями международных конкурсов, имеют звание «Соросовский студент» (1998), лауреата открытого конкурса среди вузов РФ, удостоенного диплома Госкомвуза России (1993). Студенты, занимающиеся научными исследованиями на кафедре, были приглашены к участию с докладами в 5 Международных конгрессах (Истамбул, 1996, 1999; Дели, 1997; Санкт-Петербург, 1997; Владивосток, 1998), в 4х Международных симпозиумах (Москва, 1998, 1999; Днепропетровск, 2005; Владивосток, 2008); во Всероссийских съездах (Новосибирск, 1997, Ростов-на-Дону, 1998, Калуга, 2010).

Организация учебного процесса по дисциплине нормальной физиологии

Нормальная физиология – для специальностей:  лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело,  стоматология (нормальная физиология с физиологией челюстно-лицевой области), медицинская биохимия (физиология);

Возрастная физиология (вариативная часть)- для специальности педиатрия

Физиология с основами  анатомии – для специальности фармация;

Физиологические основы здоровья (вариативная часть )– для специальностей  социальный работник и медицинская биохимия Нейрофизиология – для специальности  клиническая психология

Практикум по нейрофизиологии — для специальности  клиническая психология

Психофизиология — для специальности  клиническая психология

Организация учебного  процесса по дисциплине  патологической физиологии

Патофизиология, клиническая патофизиология для специальностей лечебное  дело и педиатрия

Патофизиология, патофизиология головы и шеи для специальности стоматология

Патология для специальности фармация

Патологическая анатомия, патологическая физиология для специальности медбиохимия

патологическая физиология для специальности медико-профилактическое дело

Последипломное обучение: Интерны, ординаторы, аспиранты 2 специальностей: 14.03.09 – клиническая иммунология, аллергология и 03.03.01 – физиология

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Лекции с мультимедийной презентацией. Практические занятия с выполнением практических работ. Компьютерные контролирующие и учебные программы для контроля знаний и обучения физиологическим экспериментам по программе «Виртуальная физиология» используются обучающиеся компьютерные программы (программа «Антистресс», «Виртуальная физиология» и «Патологическая физиология»). Демонстрация учебных видеофильмов. Задания в тестовой форме. Ситуационные задачи клинической направленности. Самостоятельная работа студентов с литературой. Выполнение расчетно-графических работ. Составление схем и сводных таблиц на заданную тему. Подготовка рефератов. Выполнение научно-исследовательской работы. Анализ результатов собственных исследований. Подготовка публикаций, докладов и выступления на конференциях; написание и защита курсовых работ.

СРЕДСТВА ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ

Текущий контроль усвояемости знаний состоит из контроля теоретических знаний при устном собеседовании, контроль за выполнением практических заданий, проверки отчетов (протоколов) практических работ, решения контрольных ситуационных задач и тестовых заданий.

По окончании каждого раздела (модуля) предусмотрен рубежный контроль в виде тестового контроля, приема практических навыков и решения ситуационных задач.

Каждый семестр заканчивается зачетом, в конце четвертого семестра проводится итоговый контроль в виде экзамена. Экзамен состоит из трех этапов, включающих тестовый контроль, контроль практических навыков (знание основных методов физиологических исследований) и собеседование по тематическим ситуационным задачам с клинической направленностью.

Контроль знаний осуществляется на основании балльно-рейтинговой системы.

Рекомендации по рейтинговой оценке знаний студентов на кафедре физиологии человека

Данные рекомендации составлены на основании положения о рейтинговой системе оценки знаний студентов, принятом на заседании Учёного Совета ГБОУ ВПО ТГМУ в 2013 г.

Контрольные акции проводятся по отдельным блокам (разделам или модулям) дисциплины.

По дисциплине «нормальная физиология» и «физиология с основами анатомии» рекомендуется выделить 4 блока ( модуля) за всё время изучения дисциплины:

I – Физиология возбудимых систем. Общие закономерности регуляции функций организма.

II – Физиология системы крови и кровообращения

III – Физиология  дыхания, пищеварения, обмена веществ, терморегуляции, выделения.

IV –  Интегративная деятельность организма. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности.

По каждому блоку (модулю) проводится текущий и рубежный контроль по балльной системе:

I. Максимальное количество баллов по текущему контролю – 10 за каждый блок. В эту оценку включают:

  1. успеваемость (от 0 до 5 б.) Успеваемость оценивается по средней оценке текущего контроля путём деления  суммы полученных оценок (по обычной балльной системе) на количество занятий по данному разделу. При этом важно оценивать каждое занятие, используя все виды контроля (устный опрос, письменное задание, тестовый контроль).
  2. посещаемость занятий – до 4 б.(100% посещаемость) соответственно посещаемость 50% — 2 б. и т.п.
  3. посещаемость лекций – от 0 до 1 б.

II. Рубежный контроль включает:

  1. тестовые задания – до 4 б.(51 – 65% — 1 б.; 66 – 79% — 2б.; 80 – 90% — 3 б.; 91 – 100% — 4б. )
  2. оформление протоколов практических работ – до 4 б.
  3. выполнение домашних заданий (отчеты  по СДС) – до 4 б.
  4. наличие конспектов лекций – до 1 б.
  5. решение ситуационных задач – до 2 б.

Максимальное количество баллов рубежного контроля – 15 баллов

Общее количество баллов (текущий и рубежный контроль) по одному блоку:

  • максимальное – 25 баллов
  • минимальное – 13 баллов (для получения зачета и допуска к экзамену)

Пересдача тем с целью повышения баллов допускается только в течение семестра в исключительных случаях и не более 2-х раз.

В заключение изучения дисциплины суммируются баллы текущего и рубежного контроля по всем четырем блокам дисциплины.

Максимальное количество баллов – 100. Возможно получение дополнительных поощрительных баллов (максимально – 10 баллов) за:

  1. участие в СНО – 1б.
  2. выполнение НИРС, написание курсовой работы – до 6б.
  3. выступление с докладами на заседаниях СНО – 1 б за доклад.
  4. выступление с докладом на итоговой конференции – 5 б.
  5. участие в оформлении кафедры, подготовка наглядных пособий и т.д. -1 б.

Суммарное количество баллов для получения зачёта и допуска к экзамену не должно быть меньше 50 баллов. Если итоговая рейтинговая оценка меньше 50 баллов, идёт добор необходимых баллов ( но не более 50) в процессе отработок пропущенных занятий, выполнения домашних заданий, сдачи протоколов практических занятий и т.д.в зачётную неделю или в сессию (по разрешению деканата).

Если итоговая рейтинговая оценка 80 баллов и выше, возможно получение экзамена – «автомата»: 80 — 90 б. – «хорошо», 91 – 100 б. – «отлично». Студенты, набравшие менее 80 б., сдают экзамен.

III. Итоговый контроль – экзамен оценивается в баллах по традиционной

5-ти балльной системе с учетом рейтинга.

Учебные достижения учитываются в рейтинге в следующих соотношениях:

  1. успеваемость –  45%
  2. посещаемость – 25%
  3. выполнение письменных заданий  по СДС (протоколы практических работ, конспекты лекций,  домашнее задание, рефераты ) – 30%

Результаты рейтинга студентов по каждому блоку дисциплины заносятся в журнал или в отдельную ведомость

Школа перерасчета итогового рейтингового балла в оценку по 5-балльной системе

 Итоговый рейтинговый балл Оценка по 5-балльной системе
            90 — 100 отлично
            75 — 89 хорошо
            60 — 74 удовлетворительно
        Ниже 60 неудовлетворительно