Top.Mail.Ru
Меню

Педиатрический и фармацевтический факультет

О педиатрическом факультете

Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: pais, paidos — ребенок и jatreia — врачевание. Как самостоятельная дисциплина педиатрия начала формироваться в первой половине XIX столетия. Датой ее рождения считают 1802 г., когда в Париже была открыта первая детская больница, ставшая на долгие годы центром подготовки педиатрических кадров для всей Европы. Но отдельные высказывания и советы по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению имеются в древних рукописях армянского государства Урарту, а так же Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии. В книге «О природе ребенка» Гиппократа (ок. 460— 377 до н. э.) содержатся сведения о закономерностях правильного и стабильного роста и нормального развития детей.

На огромную детскую смертность в России обратил внимание М. В. Ломоносов. В письме «О размножении и сохранении российского народа» он предлагал ряд мер борьбы со смертностью. Толчком к выделению педиатрии в самостоятельную дисциплину послужило открытие первых русских детских больниц: в 1834 г. в Петербурге (третья в Европе после Парижа и Вены), а в 1842 г. в Москве. Обе больницы носят теперь имя Н. Ф. Филатова. В 1844 г. в Петербурге была организована первая в Европе больница для грудных детей. В это же время С. Ф. Хотовицкий (1796-1885) начал впервые чтение полного курса детских болезней студентам Медико-хирургической Академии в Петербурге, создал в 1847 г. первое русское учебное руководство по детским болезням — «Педиятрику», в котором дал определение сущности педиатрии и цели ее как науки, до сих пор не утратившее своего значения: «Педиятрика есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и об основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». И далее: «Именно же целью педиятрики, очевидно, есть, с одной стороны, споспешествование правильному, с природою сообразному ходу постепенного развития организма детского и свойственных ему отправлений, а с другой — удаление препятствий к правильности хода этого». Следовательно, формируясь как наука, отечественная педиатрия с самого начала носила профилактическое направление. Именно в России впервые в мире было введено обязательное преподавание педиатрии на медицинских факультетах.

В 1930г. в России был открыт первый факультет охраны материнства, младенчества и детства (в настоящее время – педиатрический факультет) при 2-м Медицинском институте (в настоящее время – Российский Государственный Медицинский Университет). Он явился первым педиатрическим факультетом не только в нашей стране, но и в мировой практике. 


О фармацевтическом факультете

Фармацевтический факультет открыт на базе Владивостокского государственного медицинского университета в 2001 г. на основании приказа МО РФ № 107 от 15.02.2001 г. и Приказа ректора №52 от 06.02.2001 г. Первым деканом стал доктор биологических наук, профессор Юрий Степанович Хотимченко.

Фармацевтический факультет осуществляет образовательную деятельность высшего профессионального образования по специальности 33.05.01 «Фармация» и готовит выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:

Производственная:

  • Реализация лекарственных и других фармацевтических препаратов;
  • Организационно-управленческая;
  • Контрольно-разрешительная;
  • Научно-исследовательская и информационно-просветительская;
  • Оказание первой доврачебной помощи.
  • Сроки обучения: очная  форма обучения — 5 лет
  • Форма обучения: бюджетная и договорная.

Объектами профессиональной деятельности специалистов является: сфера обращения лекарственных средств, включая разработку, научные исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных препаратов, приведших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в обращении лекарственных средств и лекарственных препаратов, иммунобиологических лекарственных средств, наркотических лекарственных средств, психотропных веществ, а также других товаров фармацевтического ассортимента.

По окончанию обучения по специальности 33.05.01 Фармация присваивается квалификация специалист.

В составе фармацевтического факультета в настоящее время функционирует 3 кафедры:

  • Кафедра общей и клинической фармакологии
  • Кафедра биологии, ботаники и экологии
  • Кафедра фармации

На первых двух курсах обучения студенты изучают дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла (история Отечества, экономическая теория, философия и т.д.); математического и естественно-научного цикла (математика, ботаника, биология, микробиология и др.) Особое внимание при подготовке провизоров уделяется химии: будущие специалисты изучают общую, биологическую, физико-коллоидную, аналитическую, органическую и фармацевтическую химию. Немаловажное значение уделяется и медицинским дисциплинам (патология, физиология, первая доврачебная помощь, гигиена и др.). На старших курсах студенты обучаются на специальных, профильных кафедрах фармацевтического факультета, на которых происходит становление студентов, как будущих специалистов — провизоров.

На кафедре фармации студенты изучают 24 дисциплины, большинство из которых относятся к дисциплинам специальности.

В ходе обучения у будущих провизоров формируются компетенции, связанные с организацией и управлением работой аптечных организаций и фармацевтических предприятий. Для процесса обучения активно используется компьютерный зал, модель современной аптеки.

Кроме этого рассматриваются вопросы качественного и количественного анализа лекарственных средств, подтверждения качества лекарственных препаратов. Во время занятий по фармакогнозии студенты занимаются исследованиями лекарственного растительного сырья, его заготовкой и анализом, особое внимание уделяется растениям Дальнего Востока. Во время учебной практики по фармакогнозии студенты занимаются изучением лекарственных растений как в их естественных местах обитания в разных биоценозах, так и на базе ботанического питомника, где имеется коллекция лекарственных растений. В ходе занятий в полевых условиях изучают и ботанически сходные с ними виды, являющиеся возможными примесями. Кроме того, отрабатывают методы заготовки лекарственного растительного сырья, его первичной переработки, а также ресурсными исследованиями.

В процессе обучения студенты изучают теоретические и практические аспекты изготовления всех видов лекарственных форм по индивидуальным прописям, внутриаптечных заготовок, гомеопатических средств. В программу подготовки входит и достаточно глубокое изучение основ промышленной технологии лекарственных средств. Во время занятий студенты моделируют производственные процессы в лабораторных условиях (получение настоек, экстрактов, мазей, таблеток, капсул, трансдермальных терапевтических систем и т.д.). Широкая подготовка по вопросам биофармации позволяет будущим специалистам учитывать различные фармацевтические факторы при изготовлении лекарственных форм и, таким образом, предотвращать возможные ошибки при разработке новых технологий лекарственных средств. Изучение вопросов биотехнологии позволяет специалистам ориентироваться в широком ассортименте биопрепаратов, знать основные направления биологического синтеза, генетического моделирования и дает возможность работать им на биотехнологических предприятиях.

 Студенты, обучающиеся по специальности Фармация, активно учувствуют в научной деятельности. 17-19 апреля 2015 года студентка 501 группы фармацевтического факультета  ТГМУ Трофимова Анастасия заняла 1 место на Всероссийской  конференции  молодых ученых образовательных учреждений среднего и высшего фармацевтического образования «Использование разработок отечественных производителей в области современной энтеросорбции в формировании профессиональных компетенций по специальности «Фармация» (РУДН, г. Москва, научный руководитель – зав.кафедрой фармации, доктор фармацевтических наук Устинова Любовь Викторовна) 

 В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и/или Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) — 33.05.01 «фармация» учебные и производственные практики являются обязательными и представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Все базы, участвующие в проведение учебных и производственных практик соответствуют требованиям, применяемым при лицензировании образовательных учреждений высшего профессионального образования. Руководство практикой осуществляют профессорско-преподавательский состав профильных кафедр и высококвалифицированные сотрудники баз практик.

В марте 2015 года студенты 5 курса фармацевтического факультета прошли  учебную практику по фармацевтической технологии  на предприятиях, выпускающих лекарственные препараты Харбинского медицинского университета. Студенты изучили современные технологические процессы производства инъекционных растворов, капсул, таблеток, экстракционные процессы сжиженным  углекислым газом. Культурная программа была представлена посещением музеев, библиотек, выставок, концертов

В июле 2015 года в рамках программы академической мобильности 2 студентки ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России Норина Анна и Анчикова Яна  проходили учебную практику по фармакогнозии в ГБОУ ВПО Казанский ГМУ Минздрава России.     

Студенты из Казанского государственного медицинского универститета Кабиров Рамис и Плотникова Анастасия прошли практику, организованную в нашем вузе. В рамках практики студенты работали на базе ФГБОУ ВПО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия» ФГБОУ ВПО «Приморская ГСХА» (г. Уссурийск), посетили Ботанический сад. Обе стороны кроме проведения практики обеспечили насыщенную культурную программу, знакомство с Университетами и городами. Все студенты, участвовавшие в программе, приобрели необходимые навыки, получили приятные впечатления. 

Контактная информация: телефон деканата 242-98-22

Деканы педиатрического факультета

 Баранова Е.Ф.
 Каминский Ю.В.
 Довбыш Т.В.
 Воропаева Н.М. 
 Гордеец А.В.
 Антоненко Ф.Ф.
 Лучанинова В.Н.
 Блохина Н.П
 Янсонс Т.Я.
 Цветкова М.М.
 Горелова И.С.

История педиатрического факультета

Первая кафедра детских болезней Владивостокского государственного медицинского института (ныне Институт педиатрии ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России) основана в  1960 году, когда впервые во Владивостоке введено преподавание дисциплины «детские болезни» студентам 4 курса лечебного факультета.

Педиатрический факультет был открыт в 1969 году в соответствии с приказом МЗ РСФСР №155 от 11 июля в связи с острым дефицитом детских врачей в Приморском крае и Дальнем Востоке. Нормативный срок освоения основной образовательной программы – 6 лет, по окончанию обучения выпускникам присваивается квалификация врач по специальности «педиатрия».

Первым деканом факультета была Елена Фёдоровна Баранова (1970-1971). В дальнейшем факультетом успешно руководили:

Юрий Валентинович Каминский (1971-1974) — д.м.н., профессор, академик.

Татьяна Васильевна Довбыш (1974 – 1975) – к.м.н., доцент

Надежда Михайловна Воропаева (1976 – 1987) – к.м.н., доцент

Альвина Васильевна Гордеец (1988 – 1992) – д.м.н., профессор

Федор Федорович Антоненко (1992 – 1996) – д.м.н., профессор

Валентина Николаевна Лучанинова (1996-1997) – д.м.н., профессор

Наталья Петровна Блохина (1997 – 2007) – к.м.н., профессор

Татьяна Яновна Янсонс (2007 – 2011) – к.м.н., доцент

Марина Михайловна Цветкова (2011-2016, 2017 – 2021) – к.м.н., доцент

Ирина Сергеевна Горелова (2016 – 2017) – к.м.н.

Турянская Алина Ивановна (2021 – по настоящее время) – к.м.н., доцент

В настоящее время деканом педиатрического и фармацевтического факультета является Турянская Алина Ивановна, к.м.н., доцент

Первый выпуск состоялся в 1975 году. За 49 лет работы факультета выпущено 5054 врача-педиатра, 216 из которых получили дипломы «с отличием».

С сентября 2015 года обучение по специальности 31.05.02 Педиатрия ведётся в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №853 от 17 августа 2015 г.

Цель образовательной программы специальности 31.05.02 Педиатрия:  сохраняя верность традициям и развивая современные инновационные технологии в образовании, медицинской науке и практике, подготовка  профессионально ориентированных и конкурентоспособных специалистов.

Важной задачей в деле подготовки педиатров является профилизация учебных дисциплин. Инструментом, организующим и регламентирующим учебный процесс, является расписание практических занятий. На первых курсах он осуществляется по модульно-блочной системе, на старших по цикловому принципу.

Факультет объединяет работу Института педиатрии и трех кафедр, которые тесно связаны с практическим здравоохранением города и края. Большая часть детских лечебно-профилактических учреждений различного профиля являются клиническими базами профильных кафедр и базами практик. Тесное сотрудничество коллективов Института и кафедр с практическим здравоохранением региона сопровождается внедрением в практику и учебный процесс научных достижений, единством лечебно-диагностических подходов. Все сотрудники факультета принимают активное участие в научно-исследовательской, научно-методической деятельности.

Образовательная программа специалитета 31.05.02 Педиатрия обеспечена высоким уровнем кадрового потенциала: только в Институте и на кафедрах специальности работают 10 докторов медицинских наук, активно функционируют 3 научные школы (педиатрии, нормальной и патологической физиологии). Остепенённость на профильных кафедрах составляет 83,3%, докторов наук – 33,3%. 11 преподавателей кафедр образовательной программы специальности награждены Почётным знаком «Отличник здравоохранения», 6 – имеют поощрения Министерства Здравоохранения Российской Федерации, 4 — звание «Заслуженный врач Российской Федерации», 1 – «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», награждён «Орденом Почёта», медалью «За трудовые доблести».  Это позволяет обеспечивать обучение на высоком уровне с использованием современных достижений медицинской науки и практики.

Реализация основной образовательной программы по специальности 31.05.02 Педиатрия осуществляется только по очной форме обучения. План приема на бюджетную форму обучения представлен в таблице 1, реализован в полном объёме.

Таблица 1.  План приема на бюджетную форму обучения

Специальность

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

31.05.02  
Педиатрия

60

60

70

70

70

70

70

70

70

71

71

Значительная часть абитуриентов поступает на основании трехсторонних договоров по целевому набору с территорий Приморского края и Дальневосточного региона. По договорам с полным возмещением затрат на обучение — 10-12% от общего числа студентов факультета. Все иногородние студенты, обучающиеся на бюджетной основе, обеспечиваются общежитием. До 90% педиатров в Приморском крае являются выпускниками ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России.

В таблице 2 представлена количественная характеристика выпускников по специальности 31.05.02 Педиатрия.

Таблица 2.  Количество выпускников по специальности 31.05.02  Педиатрия

Годы

Всего

Бюджетные места

Места с полным возмещением затрат на обучение

Абс.число

%

Абс. число

%

Абс. число

%

2012

58

100

55

94.8

3

5.2

2013

57

100

56

98.2

1

1.8

2014

49

100

46

93,9

3

6,1

2015

53

100

50

94,3

3

5,7

2016

47

100

47

100

0

0

2017

62

100

55

88,7

7

11,2

2018

63

100

55

87,3

8

12,7

2019

56

100

42

75

7

12,5

2020

79

100

42

53,1

4

5,06

2021

72

100

67

94,3

5

6,9

2022

71

100

58

81,6

13

18,3

Итого:

668 100 573 87,3 54 7,7

Образовательная программа специалитета является экспериментальной площадкой проекта модульно-блочного системы обучения.

Рабочие программы по дисциплинам (как основного элемента УМКД) обсуждаются и утверждаются на учебно-методическом совете факультета, согласуются проректором и утверждаются ученым Советом ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России. Пересмотр рабочего учебного плана проводится ежегодно, систематически осуществляется обновление рабочих программ и других компонентов учебно – методических комплексов дисциплин специальности на основе компетентностного подхода с учетом развития медицинской науки, информационных технологий, экономики, культуры и социальной политики в здравоохранении.

С целью оптимизации подготовки обучающихся используются современные педагогические технологии (проблемное обучение и другие интерактивные методы), созданы условия для развития самостоятельной деятельности студентов. Обеспечивается готовность выпускников к самостоятельному решению профессиональных задач на основе моделирования реальной профессиональной деятельности. В Институте и на кафедрах педиатрического факультета активно функционируют студенческие научные общества, проводятся олимпиады, профессиональные конкурсы. При практической подготовке по ряду дисциплин (пропедевтика детских  болезней, неонатология, неотложная помощь у детей и др.) широко используются возможности симуляционного центра университета. В преподавании используются тесты разной степени сложности, различные виды контроля.

Объективность оценки компетенций обучающихся заложена в балльно-рейтинговой системе оценки, которая позволила интенсифицировать учебный процесс в течение всего семестра, стимулировать студентов к повышению уровня освоения компетенций. Высокий и продвинутый уровни освоения компетенций студенты показывают, представляя результаты научных работ на научно-практических, врачебных конференциях в лечебно-профилактических учреждениях – клинических базах кафедр, а также традиционных ежегодных конференциях студентов и молодых ученых    с международным участием, слётах молодых учёных. За все виды работ, выполняемые студентами на протяжении освоения дисциплины или модуля, выставляются баллы. В учебный процесс введена система рубежных контрольных мероприятий, каждое из которых оценивается определённым числом баллов, баллы начисляются за активную работу на практических занятиях, оформление и защиту учебных историй болезни и их фрагментов, зачёты по окончании учебного модуля, в итоге формируется итоговый рейтинговый балл по дисциплине.

Государственная итоговая аттестация выпускников по специальности 31.05.02 Педиатрия проводится в форме итогового междисциплинарного экзамена по специальности. В составе государственной экзаменационной комиссии работают не только преподаватели университета, но и главные врачи и заведующие отделениями лечебно-профилактических учреждений Приморья. По результатам работы комиссии проводится корректировка учебно-методических материалов для повышения качества обучения в соответствии с требованиями современного здравоохранения. Востребованность выпускников составляет 100%.

Студенты, обучающиеся по программе специальности, ежегодно являются победителями и призёрами  традиционной Тихоокеанской конференции студентов и молодых учёных с международным участием и Дальневосточного фестиваля студентов и молодёжи медицинских вузов.

Активно работает студенческий совет факультета.

Поддерживается тесная связь с выпускниками прошлых лет — проводятся юбилейные встречи.

Студенты, обучающиеся по специальности 31.05.02 Педиатрия, являются постоянными участниками и призёрами спортивных мероприятий разных уровней.

Планомерно осуществляется работа в рамках академической мобильности.